Зоны теплосетей в Петербурге начали активно освобождать от детских площадок

Автор фото: Сергей Ермохин

В Петербурге продолжается борьба с детскими площадками, построенными слишком близко к теплосетям. Они появляются из–за особенностей процесса проектирования.

Компания "Топливно–энергетический комплекс Санкт–Петербурга" (ГУП "ТЭК СПб") недавно выиграла суд у администрации Колпинского района. Основным требованием был демонтаж детской площадки на ул. Богайчука в Металлострое. По версии компании, площадка создаёт "препятствия в осуществлении права хозяйственного ведения тепловой сети". Также суд постановил запретить администрации "производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловой сети в пределах её охранной зоны".

Дистанция три метра

Этот случай далеко не единичен. Как ранее сообщал "ДП", в 2021 году ТЭК СПб уже выигрывал аналогичные суды по детским площадкам на Дибуновской ул., Заневском пр. и т. д.
Однако случается и такое, что требования компании остаются без удовлетворения. Так, в 2022–м она проиграла в апелляции иск к застройщику "Главстрой–СПб" и связанной с ним управляющей компании, в котором просила демонтировать площадки на территории жилого комплекса "Северная долина". Предприятие тогда не представило "бесспорные и достоверные доказательства размещения спорных детских площадок в охранной зоне тепловой сети".
В ТЭК СПб по запросу "ДП" комментарии о том, насколько остро стоит проблема детских площадок, расположенных слишком близко к теплотрассам, оперативно предоставить не смогли. Но ранее там приводили статистику из десятков подобных случаев.
То же самое происходит вокруг другой энергетической компании, "Теплосети Санкт–Петербурга". В 2021–м при поддержке районной прокуратуры предприятию удалось вынести за пределы охранной зоны тепломагистрали площадки на Почтамтской ул., 23. В 2022–м — на Рижском пр., 60. В компании подчёркивают, что обе площадки удалось сохранить (их передвинули).
"Организация детских площадок в охранных зонах теплосетей является грубым игнорированием норм безопасности и действующего законодательства. В 2022 году в ходе проверки выявлено 16 нарушений на размещение детских площадок в охранной зоне тепловых сетей", — сообщили "ДП" в "Теплосети Санкт–Петербурга".
Добавим, что по федеральным нормам ширина охранной зоны теплосети составляет не менее 3 метров. Там нельзя не только ставить площадки, но и вести другую деятельность. Это можно трактовать даже как запрет парковки автомобилей. Если произойдёт проседание грунта и машина провалится, то получить компенсацию при таких обстоятельствах может оказаться затруднительно.

Заверено блокнотом

Возникает логичный вопрос: почему детские площадки строят прямо над теплотрассами, в результате чего их приходится передвигать, а то и вовсе демонтировать? Причём происходит подобное постоянно и в разных местах города.
Один из архитекторов–градостроителей, пожелавший остаться неназванным, в комментарии "ДП" высказал мнение, что это, очевидно, проблема территориального планирования. В утверждаемых проектах планировки территории решения по размещению детских площадок не отображаются — нет такой практики. Даже если в некоторых случаях они и прорабатываются проектировщиком, то остаются в недрах материалов по обоснованию проектов, которые не являются обязательными к исполнению.
На практике, по словам источника, детские площадки обычно размещают и обустраивают в ходе общей деятельности по благоустройству — по заказам муниципалитетов. Соответственно, это происходит без связи с проектными решениями их размещения в документации по планировке территории.
Собеседник издания около 15 лет назад сам столкнулся со следующим. Он явился ознакомиться с местностью квартала, документацию по планировке которого ему предстояло разработать. Там увидел демонтированные площадки, развороченные проезды и проходы, а также технику, которая укладывала асфальт, — шли работы по ремонту благоустройства и перепланировке. Эти работы архитектору важно было учесть в его проекте планировки. "Я нашёл начальника этих работ и спросил его — есть ли проект благоустройства и не может ли он показать его мне. Он ответил, что проект есть, и показал блокнот, открытый на определённой странице, где вместо плана было лишь несколько строчек с названием и объёмом планировавшихся работ. Конечно же, такой список ни с каким планом подземных коммуникаций не совместишь. То есть делалось всё на глазок. Боюсь, что и сейчас так делается", — сказал собеседник "ДП".
При этом размещать объекты благоустройства над трубами категорически нельзя.
"Правильно ли говорить, что это должно решаться на уровне документации по планировке квартала? А где же ещё? И как ещё это могло быть решено?" — резюмирует источник "ДП".

Хорошо — значит долго

Заместитель гендиректора ООО "Институт территориального развития" Владимир Аврутин в комментарии "ДП" также отметил, что детские площадки указываются в обосновывающей части проекта планировки, но отсутствуют в утверждаемой. При этом нужно иметь в виду, что при согласовании архитектурно–градостроительного облика новостроек комитет по градостроительству и архитектуре требует, чтобы проект соответствовал не только утверждаемой части, но и обосновывающей. Но детские площадки, повторимся, появляются не только на стадии нового строительства, но и при благоустройстве уже застроенной территории. Владимир Аврутин считает, что площадки — это часть благоустройства, а благоустройство — слишком мелкий вопрос, чтобы регулировать его в основной части проектов планировки территории.
Руководитель архитектурной мастерской "Б2" Феликс Буянов в комментарии "ДП" высказал похожую мысль, что проекты планировки — слишком ранний уровень для того, чтобы предусматривать в них благоустройство. Очень опасно на ранних стадиях разработки проектов точно определять те или иные параметры. Для того чтобы разработать хороший проект, над ним нужно работать долго и глубоко, а такой возможности на этом этапе, как правило, нет. При разработке ППТ удаётся только принципиально договориться о том, что та или иная функция возможна на той или иной территории.
"ППТ остаётся плоскостным документом и решает вопросы зонирования, определяет границы. Если добавить туда и благоустройство, это будет избыточно, потому что ещё больше затруднит согласование проектов планировки. А они у нас в городе и так по 3 года согласовываются, что чрезвычайно осложняет инвестиционный процесс", — считает Феликс Буянов.
Если же возникнет дополнительная спешка, это может привести к ошибкам, которые будут сковывать и проектировщика, и заказчика.
"На самом деле надо просто требовательнее относиться к благоустройству. А я вам могу сказать, что благоустройство очень внимательно рассматривается на стадии проектной документации. И если смотреть документацию, которую выполняет большинство проектных компаний города, уровень там очень высокий и всё достаточно интересно. К сожалению, хромает реализация", — считает Феликс Буянов.
Он добавил, что по части благоустройства могли бы быть выше требования, предъявляемые службой строительного надзора. Что же касается муниципальных властей, то они, по мнению архитектора, "помогают функционированию города не так интенсивно, как могли бы это делать", так что всё сводится к "провинциальным деревенским трепыханиям".