В формате smart: что даёт цифровизация современному мегаполису

Автор фото: Сергей Коньков

Бурный рост IT-индустрии в мире за последние годы продемонстрировал, что за развитием умных технологий будущее. Города всё больше уходят в "цифру", люди становятся более продвинутыми. "ДП" разбирался, как на этом фоне меняется Петербург.

Сегодня мегаполисы, где многие процессы повседневной жизни горожан автоматизированы или связаны с всевозможными гаджетами, уже не кажутся какой-то фантастической реальностью. Таким образом они становятся не просто современными, в них формируется конкурентоспособное экономическое пространство, но главное — повышается качество жизни населения в целом. Рассмотрим на конкретных примерах.

Видеонаблюдение

До сих пор существует мнение, что биометрические системы распознавания лиц созданы исключительно для тотальной слежки за жителями городов, загоняя их тем самым под "большой колпак". В действительности постоянное видеонаблюдение способствует поддержанию правопорядка и позволяет бороться с нарушениями в местах расположения камер. Только благодаря таким умным технологиям в последние годы в российских мегаполисах кратно увеличилось количество раскрытых преступлений. Существенно повысился уровень удобства городских сервисов, например, в ряде случаев теперь можно даже оплачивать товары и услуги с помощью лицевых метрик.
В Петербурге ещё в 2016 году была создана государственная информационная система Аппаратно-программный комплекс (ГИС АПК) "Безопасный город". На сегодняшний день она состоит из 11 автоматизированных систем, которые отвечают за видеонаблюдение, обеспечение безопасности социальных объектов, взаимодействие с населением (службы 112, 004) и решение других важных вопросов. Их функционал постоянно дорабатывается и расширяется. Так, в рамках проекта "Умный двор" идёт модернизация запорно-переговорных устройств (домофонов).
Автор: Сергей Коньков
Как сообщили "ДП" в Комитете по информатизации и связи, по итогам 2022 года в городской системе видеонаблюдения функционирует более 73 тыс. камер, в том числе более 9,8 тыс. устройств мониторинга сторонних систем видеонаблюдения.

Искусственный интеллект

Далеко не все петербуржцы при звонке в государственные учреждения готовы общаться с виртуальными ассистентами. В то же время, последние созданы не столько для облегчения работы сотрудников социально-значимых организаций, сколько для удобства самих граждан. Так, голосовым помощником службы "122" может быть одновременно принято до 4 тыс. вызовов, при этом длительность ожидания в очереди составит 0 минут.
В то же время, каждый горожанин знает не понаслышке, как сложно дозвониться в поликлинику и получить номерок, особенно в пик заболеваемости гриппом и ОРВИ. Преимущества использования искусственного интеллекта в данном случае очевидны. И люди постепенно начинают это понимать, о чём свидетельствуют цифры. Более двух лет назад появилась возможность оформления заявок по вызову врача на дом и уточнения статуса по ранее созданным обращениям. Всего с начала работы службы было принято более 8,5 млн звонков. А только в январе 2023-го их количество составило около 8 тыс.
Примеров положительного использования искусственного интеллекта и в здравоохранении на самом деле довольно много. Системы удалённого наблюдения за пациентами, технологии телемедицины существенно снижают нагрузку на стационары, позволяют оказать помощь более оперативно, не допустить рецидивов. Одна из последних разработок — внедрение решения, которое преобразовывает речь врача в текст и заполнять медицинские протоколы с помощью голоса. Это сокращает время на рутинную работу и позволяет посвятить больше внимания пациенту.
Не столь активно, но тоже находит применение такой инструмент взаимодействия с гражданами, как чат-боты. Их создано уже девять по разным жизненным ситуациям, в которых можно найти полезные инструкции и информацию о востребованных государственных услугах. К слову, 73 из них (а это пятая часть от общего количества услуг, которые сегодня предоставляются в МФЦ) доступны для оформления в электронном виде. Виртуальные помощники есть в популярном мессенджере Telegram и в соответствующих разделах портала госуслуг.
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Станислав Казарин, директор СПб ГКУ "МФЦ" Максим Александров, председатель Комитета по информатизации и связи Юлия Смирнова, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов на открытии МФЦ на Наличной улице

Всё своё, родное

Согласно нормативно-правовой базе, к 2024 году госсектор и частный бизнес должны перевести объекты критической информационной инфраструктуры преимущественно на отечественное оборудование. Это в значительной степени подстегнуло спрос на российский продукт, а производителей — на новые решения. За последние годы появились свои "софт" и "железо", а также собственные системы безопасности, причём весьма достойного качества. Сегодня все информационные системы ГИС АПК "Безопасный город" — российские, к тому же большая их часть петербургского производства. Аналогичная ситуация и со средствами защиты информации.
Это подтвердил вице-губернатор Санкт-Петербурга Станислав Казарин: "Уход западных компаний с рынка позволил отечественным компаниям показать свои решения, которые во многом не уступают западным, проигрывая только объёмами рынка и бюджетами на продвижение. За прошедший год мы усиленно включились в вопросы импортозамещения и поддержки IT-отрасли. Наши специалисты, не смотря на попытки посеять панику в этом вопросе, в большинстве своём остались в России, многие вернулись из-за границы".
Станислав Казарин также добавил, что именно инициативы Минцифры России, всесторонняя поддержка правительства Санкт-Петербурга и лично губернатора Александра Беглова позволили не только не растерять потенциал наших проектов, но даже нарастить компетенции и экспертизу российских компаний и специалистов, устойчивость к барьерам, запретам и атакам извне.
В то же время остаётся и ряд проблем. Так, стоимость наших решений ещё довольно высока, зачастую такой же, как и у иностранных аналогов, кроме того, нужны дополнительные средства на сам переход, внедрение нового продукта. Однако время и технологи не стоят на месте, и чем больше появляется таких проектов, тем более доступными они становятся для конечного потребителя.

Работа продолжается

В наши дни очевидно, что уровень социально-экономического развития города и страны в целом, тесно связан с внедрением информационных технологий, поэтому данному направлению необходимо уделять максимальное внимание. Но, как подчеркнула председатель Комитета по информатизации и связи Юлия Смирнова, здесь важна совместная работа всех структур:
"IT-трансформация подразумевает изменение мышления в новых условиях российской цифровой экономики. Нужно выстраивать коммуникацию как глобальную, так и с целевыми группами и сообществами: взаимодействовать с жителями региона, формировать позитивную повестку, информировать, поддерживать диалог с бизнес-сообществом — разработчиками и потенциальными инвесторами, а также на административном уровне, включая территориальные органы федеральной власти".
Только так можно будет со временем достигнуть технологического суверенитета, который уже давно на повестке дня.