Усы, лапы и хвост: где россиянам искать западные корма и лекарства для животных

Автор фото: Ваганов Антон

Генеральный директор Союза предприятий зообизнеса Татьяна Колчанова рассказала "ДП" о том, хватит ли домашним любимцам пропитания и лекарств в 2023 году

Как ретейлеры пережили 2022 год? В частности, как менялась ситуация с кормами для домашних животных?
— Как мы помним, в феврале–марте 2022 года вся наша отрасль испытывала потрясение: логистические цепочки поставок были нарушены, курс доллара и евро скакал — всё это спровоцировало достаточно большой рост цен на корма и ветпрепараты, примерно до 40%. Мы отмечали, что на некоторых площадках откровенно наживались на дефиците, поднимая цены в 2–3 раза. Несмотря на то что у импортёров были запасы кормов на 1–1,5 месяца, в зоомагазинах и на маркетплейсах возник нездоровый ажиотаж.
Уже к середине года рост цен замедлился и составил 20–30% (по данным Росстата, по итогам 10 месяцев 2022 года цены на сухие корма для домашних питомцев выросли на 26,6%. — Ред.).
Надо отметить, что в этот момент подсуетились отечественные производители кормов, которые, в общем–то, решили уравнять цены на свои корма с зарубежными. Таким образом, рост цен на корма российского производства колебался от 30 до 65%. Отчасти ещё из–за того, что в российских кормах используются импортные ингредиенты. Ряд отечественных компаний пытались удержать цены, но им это не очень–то удавалось. В итоге сравнялись все.
Как я понимаю, многие иностранные производители на фоне санкций не стали отменять импорт своих товаров в РФ. Что осложняет поставки?
— Проблема с кормами очень давняя, она возникла не вчера и даже не год назад. Дело в том, что Россельхознадзор достаточно давно начал проводить политику запрета ввоза отдельных марок иностранных кормов и закрытия предприятий на поставку. Предполагалось, что ветеринарные службы государств–поставщиков должны предоставлять полную информацию по безопасности и качеству продукции. К тому моменту в кормах иностранного производства находили остаточные компоненты ГМО (причём сложно сказать, проходят ли подобную процедуру соответствия все корма отечественного производства). Иностранные производители в свою очередь считают, что корм для животных, в отличие от продуктов для человека, не требует подробной маркировки.
При этом нет исследований о зафиксированных негативных последствиях для организма животного от попадания небольших элементов ГМО. Ситуация это довольно сложная, ведь всегда нужно принимать в расчёт, что остатки незаявленного компонента в маркировке корма — это повсеместная история. Потому что на одной и той же линии производства сегодня делают корм из кролика, а завтра — из курицы. И какой–то незначительный процент остатков вещества можно выявить.
Весь прошлый год Россельхознадзор регулярно проводил встречи с импортёрами и производителями кормов, которые высказывали свою озабоченность этой проблемой. Те марки, которым всё–таки был разрешён ввоз, получили возможность поставлять товар до мая 2022 года. Но под воздействием общественных организаций и самих производителей Россельхознадзор принял решение продлить сертификацию кормов и кормовых добавок для непродуктивных животных для утверждённых ранее предприятий Германии, Нидерландов, Великобритании и Бельгии. Продукцию компаний можно было ввозить в страну до 1 февраля 2023 года. А что будет дальше — никто не знает. В то же время пока без ограничений осуществляются поставки из Франции, Италии, Сербии, Китая, Бразилии, Венгрии, Австрии, а также из государств Евразийского союза. То есть всего 36 компаний могут поставлять корма. Тем не менее это не даёт никаких гарантий, что завод не столкнётся с ограничениями в будущем, поскольку Россельхознадзор продолжает инспектировать заводы производителей. Например, буквально на днях мне позвонили производители итальянского корма и сообщили, что в ближайшее время готовятся к такой инспекции.
Может ли произойти так, что в 2023 году или в ближайшие годы корма европейских производителей подчистую исчезнут с полок?
— Полагаю, что всё–таки такая радикальная ситуация невозможна по той простой причине, что у нас наблюдается нехватка определённых видов кормов. А именно диетических кормов, которые необходимы для профилактики различных заболеваний. Их отсутствие может причинить страдания домашним животным, поэтому я не думаю, что Россельхознадзор пойдёт на эти жёсткие меры. Скорее всего, они будут придумывать дополнительные инспекции, заставлять импортёров проводить анализы за свой счёт и так далее, но полностью запретить не смогут.
Чем чревато изменение пищевых привычек для домашних животных?
— Это больше вопрос к ветеринарам, но совершенно очевидно, что ничего хорошего это не несёт. Любой организм привыкает к определённому типу питания (именно поэтому хозяину следует определиться с рационом питомца с первых месяцев его жизни), переходить на новый корм крайне сложно, особенно это касается кошек, собаки легче переходят на новый корм. В прошлом году владельцы сетей зоомагазинов наполняли полки новыми кормами отечественного производства, которые задумывались как аналоги зарубежных ушедших брендов. Каким–то питомцам они могли подойти, но я знаю случаи, когда сети были вынуждены снимать целую линию товара с продажи.
Как кризисная ситуация отразилась на российском рынке?
— Довольно положительно. В основном у нас имелось локализованное производство глобальных брендов Mars и Nestle, которое считалось российским, а всё остальное было на очень низком уровне, вплоть до производства корма из остатков чего–то непонятного. Что касается качественных кормов класса премиум, то они появились у нас совсем недавно. Но есть ряд трудностей. Всё оборудование импортное. Более того, у нас до сих пор не было ни своих рецептур, ни даже технологов, которые могут разработать всё это. Как правило, когда строился завод по производству кормов, специально для этого приглашались иностранные специалисты, которые помогали наладить производство.
И это действительно очень большая проблема, потому что никто никогда этим не занимался. У нас ни один вуз не готовит таких специалистов. Если для сельхозживотных комбикорма разрабатывают серьёзные исследовательские институты, то для домашних животных фактически нет никакой учебной базы и соответствующих заведений.
Видимо, настало время общаться с наукой, чтобы занять эту нишу. Тем более за последний год несколько заводов уже были построены. Да, они пока полностью не могут обеспечить весь рынок страны, но главное, что они есть. В СЗФО, например, уже давно работает Гатчинский комбикормовый завод, который производит сухой и консервированный корм для кошек и собак. Также хорошо зарекомендовал себя на рынке завод Fava, который выпускает корм класса премиум, суперпремиум и даже холистики — беззерновые корма самого высокого класса.
Но главная беда заключается в том, что в этой отрасли фактически нет никакой господдержки. Ребятам, которые решились на серьёзное производство хорошего, высококачественного корма, приходится очень сложно, потому что мы со своими кошками и собаками ни к сельскому хозяйству, ни к Минпромторгу не относимся.
В прошлом году мы проводили круглый стол с Торгово–промышленной палатой РФ, где собрали "кормовиков" со всей страны, выслушали их беды и пожелания, после чего обратились в Минсельхоз, Минпромторг, Минфин, чтобы запросить какие–то меры поддержки, в частности снижения налогового бремени. Пока ответ отовсюду отрицательный.
Как изменилось потребительское поведение владельцев питомцев?
— Покупатели стараются брать корма того же производителя, что и раньше (при условии, что он доступен в магазине), но классом пониже. Те, кто раньше покупал корм класса суперпремиум, перешли на премиум, те, кто покупал премиум, теперь покупают эконом, и так далее. Эта тенденция особенно ярко проявляется в региональных сетях. Но сказать, что все резко бросились переходить исключительно на домашний корм, нельзя. Всё–таки у нас уже успела сформироваться культура кормления проверенным, надёжным, хорошим кормом.
Думаю, с домашнего стола мало кто будет кормить питомцев, если только он сам не выклянчит что–нибудь у сердобольных владельцев.
Учитывая эту тенденцию к бережливости, которая распространяется и на содержание питомцев, можно ли предположить, что парадигма взаимоотношений с домашними животными может снова откатиться к временам, когда собака жила в будке, а кот, не дай боже, забирался на стол?
— Я думаю, обратной дороги нет. И действительно — люди уже привыкли к лоточкам, наполнителям, всё это дарит удобство и экономию личного времени. Более того, у нас выстроилась целая индустрия, которая включает в себя сервисы по уходу за животными, отели и ветеринарные клиники.
Как вы полагаете, что ждёт локальные магазины зоотоваров в ближайшем будущем? Выживут только сетевые бренды?
— Здесь всё зависит от потребностей покупателя. Как и в случае с магазинами в формате у дома, иногда нам бывает проще спуститься в тапочках в магазинчик рядом, чем идти куда–то далеко. Эти маленькие магазинчики по большому счёту работают на определённую категорию потребителей. Как минимум это касается бабушек, которым тяжело передвигаться в отдалённые супермаркеты, но они любят своих питомцев и заботятся о них. Те точки, которые закрываются, как правило, делают это не из–за давления сетевиков, а из–за неудачных вложений, ошибок в расчётах и бизнес–стратегии. Но нельзя сказать, что они останутся невостребованными.
Другое дело, что им помощь нужна, как и любому малому бизнесу.
На протяжении всего 2022 года владельцы домашних животных, в частности собак и кошек, сталкивались с проблемой дефицита вакцин. Например, в августе было проблематично найти "Нобивак", который входит в перечень обязательных ежегодных вакцин. Как обстоит ситуация с медицинскими ветеринарными препаратами для животных сейчас?
— Прошлый год был сложным по вакцинам, особенно по обезболивающим, без которых невозможно проводить никакое вмешательство. Чаще всего в ветклиниках можно встретить препараты американского и французского производства. Были трудности с их поставками, к концу года ситуация несколько выровнялась.
Главное преимущество зарубежной вакцины заключается в том, что вы имеете возможность путешествовать вместе с привитым животным. Несмотря на уверения главы Россельхознадзора Сергея Данкверта, российская вакцина до сих пор котируется далеко не везде. И поехать отдохнуть с собачкой или отвезти кошечку на выставку в другую страну оказывается проблематично. Я знаю случаи, когда хозяевам кошек и собак приходилось искать по всему городу ту самую ветклинику, в которой за любые деньги смогут поставить дефицитную зарубежную вакцину. Конечно, у нас есть аналоги вакцин для домашних животных, но их катастрофически не хватает, и такая ситуация примерно одинакова во всех регионах РФ: того, что дистрибьюторы отпускают, хватает примерно на 3 дня.
Производители отечественных вакцин в свою очередь сетуют на то, что им не хватает поддержки для расширения производства.
А что касается ветеринарных препаратов общего профиля — хватает ли их сейчас для лечения питомцев?
— Это ещё одна проблема, которая появилась далеко не в прошлом году. Уже не первый год остро ощущается нехватка ветеринарных препаратов для различных целей — они просто не зарегистрированы. Поэтому многие ветеринары (если не все) пользуются медицинскими препаратами. Это незаконно, потому что по закону об обращении лекарственных средств № 61 ФЗ для медицинского применения препараты должны быть зарегистрированы в Минздраве, для ветеринарного применения — в Россельхознадзоре.
Дело в том, что ветеринарные врачи имеют право использовать для лечения четвероногих и пернатых только препараты из списка ветеринарных лекарств, в котором около 2 тыс. наименований. В то же время для медицинской помощи людям применяют около 20 тыс. препаратов. Учитывая, что изначально ветеринарный список составляли для лечения сельскохозяйственного скота, для врачевания домашних питомцев он слишком узкий — ветеринарные аналоги могут быть менее эффективными или их может вообще не быть.
Регистрация препаратов для ветеринарных целей — это достаточно трудоёмко, дорого, а рынок сбыта намного меньше, чем в медицине. Поэтому для многих производителей медпрепаратов просто нет смысла вкладывать средства. Но для них придумали упрощённую процедуру, чтобы препараты для ветеринарного применения можно было зарегистрировать без проблем. Эту проблему и соответствующий законопроект будут обсуждать в Госдуме в ходе весенней сессии. Пока трудно сказать, многие ли производители побегут регистрировать свои препараты даже по упрощённой системе. Будем надеяться.