Пауза затягивается: ключевая ставка изменит траекторию к лету

Автор фото: Тихонов Михаил

В предстоящую пятницу, 10 февраля, Банк России примет решение по ключевой ставке.Эксперты считают, что её снова не изменят. Но уже на следующем заседании, весной, регулятор может удивить.

Текущее значение ключевой ставки 7,5% годовых было установлено ещё в сентябре 2022 года. Тогда её снизили сразу на 0,5 процентного пункта (п. п.). После состоялось ещё два заседания Банка России, 28 октября и 16 декабря, на которых ставка оставалась без изменений.
Все опрошенные "ДП" эксперты уверены, что и в пятницу параметр будет сохранён на прежнем уровне. Но с маленькой ремаркой: если сегодняшняя публикация данных Росстата не спутает все карты.
В прошлых комментариях регулятора, которыми ЦБ всегда сопровождает решение по ключевой, отмечалось, что темпы роста цен являются умеренными, а потребительский спрос — сдержанным. Среди проинфляционных факторов были выделены повышенные инфляционные ожидания, нехватка рабочей силы в отдельных секторах, ограничения на стороне предложения, расширение бюджетного дефицита, а также ухудшение условий внешней торговли. Главный дефляционный фактор — снижение потребления. И, судя по последним заявлениям финансовых чиновников, это становится весьма серьёзной проблемой.
Инфляция в годовом выражении по итогам декабря 2022 года составила 11,94%. В январе её рост ускорился — с начала месяца потребительские цены выросли на 0,74%. Вместе с тем, по оценке ЦБ РФ, инфляционные ожидания населения на год вперёд в январе снизились и составили 11,6% (−0,5 п. п. к декабрю 2022 года), оставаясь в диапазоне повышенных значений апреля–декабря 2022 года. Долгосрочные инфляционные ожидания также уменьшились. Наблюдаемая населением инфляция замедлилась до 14,9% (−1,4 п. п. к декабрю).
"Ожидания как населения, так и предприятий снижаются, но остаются на высоком уровне. При этом январский подъём общего уровня цен на фоне тарифов и сезонности в продовольственном сегменте указывает на всё ещё повышенное ценовое давление, — рассуждает Михаил Зельцер, эксперт по фондовому рынку “БКС Мир инвестиций”. — Сейчас мы имеем некий баланс, но всё же с небольшим смещением в пользу проинфляционных факторов. Значит, регулятор сейчас вновь оставит ставку 7,5%". По мнению аналитика, текущий уровень ключевой пока приемлем для постепенного улучшения делового климата, и данные регионов как по деловой активности, так и по кредитованию населения это подтверждают. "Конечно, хотелось бы более дешёвого капитала, но если это вновь приведёт к разгону инфляции, эффект от монетарного смягчения будет просто нивелирован", — подытоживает Зельцер.
"Существенных изменений с момента декабрьского заседания, за исключением растущего дефицита бюджета, мы пока не наблюдаем. Годовая инфляция продолжает снижение за счёт замещения “плохих” месяцев “хорошими”. Поэтому предполагаем, что в пятницу ставку оставят без изменения, — полагает Андрей Ванин, руководитель управления аналитики финансовых рынков и премиального обслуживания сервиса “Газпромбанк инвестиции”. — По дальнейшим перспективам, вероятно к маю, мы увидим существенное снижение инфляции в годовом выражении, возможно, она опустится даже ниже целевого показателя 4%. Происходить это будет за счёт эффекта высокой базы".
По его словам, самые тяжёлые месяцы прошлого года — март и апрель — выйдут из отчётного периода.
"После резкого снижения инфляции возможен отскок. На протяжении лета и осени прошлого года мы видели дефляцию, — поясняет Ванин. — Поэтому Банк России будет наблюдать за показателями ценового давления и принимать решения исходя из прогнозов по будущей инфляции. Наш базовый сценарий предполагает, что в марте регулятор сохранит ключевую ставку". По его мнению, к лету, если исходить из того, что есть на сегодня, на заседании 9 июня можно рассчитывать на снижение ключевой на 0,5–1 п. п., до 6,5–7% годовых.
"Но не стоит быть слишком оптимистичными: проинфляционные факторы достаточно сильны, и тот баланс, в котором мы сейчас находимся, весьма хрупок", — резюмирует Ванин.
"На наш взгляд, на предстоящем заседании ставка останется неизменной, но ЦБ РФ, вероятно, ужесточит риторику и анонсирует возможное повышение ключевой уже в первом полугодии 2023 года, — не согласен с прогнозами коллег Георгий Воронков, управляющий активами УК ПСБ. — Причина в начинающемся разгоне инфляции, вызванном бюджетным дефицитом 2022 года и его возможным сохранением в период 2023–2025 годов. Покрываться он будет в основном за счёт нового государственного долга".
По его прогнозу, в 2023 году мы увидим ключевую ставку на уровне 9%, и она не будет понижена. "Думаем, в 2024 году ставка может быть и выше — 9–10% годовых", — считает Воронков.
"Возможно небольшое постепенное повышение депозитных и кредитных ставок на ожиданиях вероятного подъёма ключевой ставки позднее в этом году, — замечает Михаил Васильев, главный аналитик Совкомбанка. — Полагаем, что ЦБ РФ на заседании 17 марта сохранит ключевую 7,5%. Но с лета ожидаем повышения с целью 8% годовых на конец года". Как отмечает Васильев, текущий эпизод ужесточения денежно–кредитной политики похож на 2018 год, когда регулятор поднял ставку с 7,25 до 7,75% и затем позднее возобновил цикл снижения по мере замедления инфляции.
Финансовый аналитик УК "Открытие" Олег Федорович: В условиях повышения ставок в крупнейших экономиках российский ЦБ вряд ли будет в ближайшем будущем их понижать. На следующем заседании, скорее всего, он либо оставит без изменений, либо повысит незначительно. Наш прогноз: 7,5%. В пользу сохранения говорит рост доходностей в дальнем конце ОФЗ на фоне роста заимствований бюджета. Минфину необходимо будет размещать значительные объёмы долга в ближайшие месяцы. С другой стороны, необходимо учитывать риск возобновления роста цен. Январские данные по инфляции показывают заметный рост, говорить о её остановке уже не приходится. Руководству ЦБ придётся принимать во внимание риск дальнейшего ослабления рубля.
Старший вице–президент офиса рыночных исследований и стратегии Росбанка Юрий Тулинов: Нашим базовым сценарием является сохранение ставки неизменной (7,5% годовых). Вероятность ужесточения мы оценили бы в 25–35%. Проинфляционные факторы (от курса, бюджета, рынка труда) накапливаются и множатся. Однако повышать ставку сейчас было бы излишним: перспективы восстановления спроса остаются неопределёнными, а длинные процентные ставки в экономике (например, доходности ОФЗ) уже находятся сильно выше ключевой ставки. Более точно настроить прогноз получится после 8 февраля, когда Росстат опубликует порцию социально–экономической статистики и месячный релиз по инфляции (который исторически имел более высокую значимость, чем недельные данные).