Догма или базис? Отношение власти к госзаказу резко поменялось

Автор фото: Беликов Валентин
Возможно, кто–то уже и не помнит, но 2004 год, первый полноценный для избранной в конце 2003–го губернатором Петербурга Валентины Матвиенко, запомнился, в частности, началом создания новой системы госзаказа. Молодые реформаторы — Михаил Осеевский (тогда вице–губернатор) и Владимир Бланк (председатель комитета экономического развития, промышленной политики и торговли) — решились на внедрение конкурсных процедур. Это почти сразу стало приносить отдачу: уже по итогам первого года реформы бюджет региона сэкономил на госзакупках порядка 7% от прежних трат.
Чиновничество, привыкшее само распоряжаться огромными денежными потоками, естественно, сопротивлялось. Но Матвиенко оказала всемерную поддержку реформаторам, и саботаж быстро сошёл на нет. "Всё, конечно, решила политическая воля губернатора. Фактически она заставила всех играть по правилам, которые определены реформой. Губернатор всем строго погрозила… Во многом за счёт этого и был получен результат", — рассказывал тогда Владимир Бланк.
Петербург в части внедрения конкурентных процедур выступил первопроходцем. Именно его опыт во многом лёг в основу 44–го закона РФ о госзакупках…
…А теперь вернёмся в наши дни. Среда, 1 февраля 2023–го. Очередное заседание Совета Федерации. Зампред верхней палаты Николай Журавлёв по бумажке монотонно зачитывает короткую справку об итогах реализации инфраструктурных проектов в регионах в прошлом году. Валентина Матвиенко неожиданно ловит эмоцию и предлагает "не цепляться за какие–то догмы" и наложить мораторий на 44–й закон до окончания специальной военной операции, чтобы "дать возможность быстро осваивать средства". При этом речь у Журавлёва шла не о гособоронзаказе — о школах и дорогах. Аргументов, как школы связаны с геополитикой, глава СФ не привела.
Можно долго спорить, хороша ли такая трансформация взглядов. Речь не об этом. Конфликты между странами рано или поздно заканчиваются. И очень важно, с какой экономикой Россия выйдет из СВО. Несмотря на её небывалую трансформацию, исполнительная власть старается всё–таки не посягать на базовые рыночные принципы. Конкурентные и прозрачные процедуры при госзакупках — несомненно, один из таких базовых принципов. Можно, конечно, рискнуть и пожертвовать ими на время. Но, если открывать ящик Пандоры, нелишне вспомнить, что в России нет ничего более постоянного, чем что–либо временное.