Производитель судовой мебели из Ленобласти судится с татарстанским заказчиком

Автор фото: zdship.ru
Комфортные бытовые условия для экипажа — одна из особенностей проекта 22100.

Индивидуальный подход к меблировке пограничного сторожевого корабля привёл в суд верфь–заказчика и подрядчика из Ленобласти.

Акционерное общество "Гесер" (Отрадное, Ленинградская область) выиграло в Арбитражном суде Республики Татарстан процесс против своего заказчика — АО "Зеленодольский завод им. А. М. Горького", взыскав почти 50 млн рублей долга и неустойки.
Зеленодольский завод (входит в холдинг "АК Барс") получил госзаказ на серию пограничных сторожевых кораблей проекта 22100 (шифр "Океан"), разработанных петербургским ЦМКБ "Алмаз" (входит в Объединённую судостроительную корпорацию). Предметом спора, как следует из материалов дела, стал первый серийный корабль этого проекта "Петропавловск–Камчатский", заложенный в июне 2015 года и спущенный на воду в июне 2018–го.
Компания из Ленобласти заключила с заводом в период 2016–2021 годов несколько сделок на поставку различного оборудования для оснащения и отделки внутренних помещений кораблей (солнцезащитные экраны для помещений корабля, судовая мебель и т. д.). Ещё при подготовке технического проекта был изготовлен дизайн–проект всех жилых и общественных помещений для кораблей этой серии.
Чуть ли не впервые в отечественном судостроении мебель проектировали индивидуально для каждого вида помещений. Как сообщалось в открытых источниках, по степени комфорта и дизайну жилые помещения были на уровне с норвежскими. В частности, поставщик кожи специальной выделки для обивки диванов и кресел гарантировал 40–летний срок её службы.
При реализации проекта стороны, как следует из материалов дела, неоднократно корректировали свои обязательства и заключали к этим договорам допсоглашения: к примеру, в 2018 году причиной стали дополнительные работы на санузле, а в 2019–м — повышение ставки НДС с 18 до 20%.
Закон позволяет сторонам изменять условия контрактов только по весомым причинам. "Самые востребованные — это улучшение параметров товара, изменение цены сделки, срока поставки отдельной партии или срока выполнения отдельного этапа работ", — поясняет Андрей Шубин, старший юрист Birch Legal. И хотя практика изменения условий контрактов остаётся распространённой, с госконтрактами это происходит реже, чем с коммерческими, обращает внимание Денис Иконников, младший юрист Versus.legal.
Зеленодольский завод полностью не расплатился с подрядчиком из Ленобласти. "Гесер" в мае 2022 года обратился к нему с претензий, которая осталась без ответа. Тогда "Гесер" подал иск в Арбитражный суд Республики Татарстан.
АО "Гесер" входит в группу компаний "Арис и Гесер", производит судовую мебель, иллюминаторы и корабельные санитарные кабины. Это крупный игрок на рынке судовой мебели, владеющий собственным производством в Ленинградской области. В числе его контрагентов — судостроительный завод "Пелла" (до 2017 года она даже был совладельцем), Адмиралтейские верфи, Выборгский судостроительный завод, ССЗ "Вымпел", Средне–Невский судостроительный завод. Крупнейшим заказом АО "Гесер" за последние годы можно назвать контракт на оснащение мебелью ледокола "Виктор Черномырдин".
По данным "Контур.Фокус", выручка АО "Гесер" в 2021 году снизилась на 40%, до 909,3 млн рублей, чистый убыток составил 281,2 млн (по сравнению с прибылью 8,4 млн годом ранее). Бенефициары АО сейчас не раскрываются. На начало 2022 года совладельцами были Юрий Лебедев, Александр Аланд и Владимир Ковалёв.
Зеленодольский завод не ответил на запрос "ДП". Однако в Арбитражном суде Республики Татарстан предприятие, в частности, просило о снижении неустойки, ссылаясь на тяжёлое финансовое положение, задолженность перед другими кредиторами, отсутствие бюджетного финансирования и т. д. Суд же указал: данные доводы не являются основанием для снижения неустойки. Зато сработал другой аргумент: в 2020 и 2022 годах в стране действовали моратории, запрещавшие банкротство и начисление неустойки. Поэтому арбитраж исключил из взыскиваемой суммы мораторные периоды.
В конце прошлого года суд признал претензии АО "Гесер" обоснованными, взыскав с Зеленодольского завода 23,9 млн рублей долга, 16,3 млн неустойки и 341 тыс. рублей, потраченных подрядчиком на хранение изготовленной для завода продукции.
Сейчас зеленодольские корабелы подали апелляционную жалобу, но пока она не рассмотрена. В АО "Гесер" не готовы давать комментарии до вступления в законную силу судебного решения.
Впрочем, Андрей Шубин сомневается, что Зеленодольский завод сможет оспорить решение первой инстанции. "Истец надлежащим образом исполнил свои обязанности, признал суд первой инстанции. И это обстоятельство ответчиком не оспаривается, доказательств обратного завод не приводит. Таким образом, ответчик фактически подтвердил обоснованность своей задолженности, что практически лишает его возможности оспорить решение суда в данной части, если только в деле не появятся вновь открывшиеся обстоятельства", — резюмирует эксперт.
Сегмент судового комплектующего оборудования (включая мебель) — часть очень диверсифицированного рынка оснащения судов. Внутри него доля импорта, например, в системах вакуумной установки доходит до 90%, а в других сегментах (в том числе в судовой мебели) она меньше, но всё же составляет весомые 50–60%, подсчитали в инвестиционно–аналитической группе "ПКР".
От введения санкций в отношении крупнейших судостроительных предприятий России сильнее всего пострадал сектор гражданского судостроения. На гособоронзаказ санкции оказали наименьшее влияние, полагают эксперты агентства. Так, доля иностранного оборудования на военных кораблях незначительна, а в остальном переориентация на оборудование из Китая и Кореи произошла уже в период после 2014 года.