Зарубежные сервисы видеосвязи теряют российских пользователей

Автор фото: Коньков Сергей

Популярность отечественных сервисов видеоконференций растёт, зарубежных — падает. Однако массового отказа компаний от Zoom ждать не стоит.

По данным аналитиков Big Data МТС, в 2022 году мобильный трафик зарубежных сервисов видео–конференц–связи (ВКС) в России упал на 19%. Трафик российских аналогов, наоборот, увеличился на 41%. Самое большое падение среди зарубежных сервисов показали Webex (–81%), Microsoft Teams (–39%), Google Meeting (–36%), Zoom (–16%) и Skype (–10%). Самыми быстрорастущими российскими решениями стали Webinar Group (+44%), "Яндекс.Телемост" (+32%), "VK.Звонки" (+23%).
Надежда Алябьева, директор по маркетингу Spirit и VideoMost, утверждает, что основная причина падения популярности зарубежных сервисов заключается в информационной безопасности: стало слишком рискованно использовать зарубежные облачные серверы для обмена информацией, которая может составлять коммерческую или даже государственную тайну. Помимо этого, существуют проблемы с техподдержкой и продлением лицензий. Однако с внедрением отечественных сервисов тоже не всё гладко.
"Рост интереса к российским решениям наблюдается, но он медленно конвертируется в продажи. Всё ещё велико недоверие к отечественным вендорам. Решение о покупке принимается медленно, после множественных итераций тестирования, пилотирования и т. д.", — поясняет Алябьева.
По её оценке, миграцией на российские решения всерьёз озабочены только те, кто вынужден выполнять требования регуляторов. Эксперт считает, что доля пользователей Zoom будет постепенно снижаться, но массового и полного отказа в ближайшее время точно не произойдёт.
Борис Попов, директор по развитию бизнеса Vinteo, добавляет, что отечественное ПО для ВКС сейчас представлено в разных технологических классах и полностью конкурентоспособно. Число обращений к российским вендорам за прошлый год возросло более чем в 3 раза.
"На сегодня основная проблема российского рынка — отсутствие ВКС как готовой и массовой полнофункциональной услуги. Операторы связи оказались не готовы к замене решений Zoom и MS Teams аналогичными продуктами на базе отечественных решений. Есть ещё один момент — у многих пользователей сформировалась своего рода привычка. Даже если сейчас предложить максимально полную Zoom–альтернативу, придётся преодолеть определённое сопротивление в процессе перехода на неё. Просто потому, что пользователям нужно поменять привычное на новое", — продолжает эксперт.
Максим Смирнов, заместитель генерального директора IVA Technologies, убеждён, что отечественные решения как минимум не отстают по качеству и функционалу от зарубежных, а в некоторых моментах даже превосходят их. Например, в части интеграции с другими IT–системами.
"Считаю, что решение не обязательно должно быть более функциональным, чем тот же Zoom. Оно в первую очередь должно отвечать требованиям заказчика и позволять максимально эффективно решать конкретные задачи", — отмечает он.
Основатель ГК Itglobal.com Дмитрий Гачко считает одной из самых значимых причин увеличения доли отечественной ВКС принудительный перевод государственных пользователей на отечественные решения. "Те, кто использует Zoom или Meets, также останутся, но крупный бизнес продолжит переход на отечественные решения", — прогнозирует он.