Рестораторы и отельеры Петербурга испытывают острый дефицит кадров

Автор фото: Валентин Беликов
Работу в общепите далеко не все готовы рассматривать как достойную карьеру. Поэтому роль временного персонала очень важна.

Компаниям из сфер общепита и гостеприимства не хватает линейных сотрудников и администраторов со знанием английского.

Представители гостиничного и ресторанного бизнеса испытывают острый дефицит кадров. По данным hh.ru, работодатели из сфер HoReCa в январе разместили на 4% больше новых вакансий, чем месяц назад. Чаще всего они ищут кухонных работников (мойщиков, поваров), а также официантов, администраторов кафе и хостес. Средняя зарплата, которую может получать петербуржец, трудясь в ресторанном и гостиничном бизнесе Петербурга, сейчас составляет 54,5 тыс. рублей (+2% год к году). Максимальные зарплаты при этом доходят до 150 тыс. рублей. Высокий спрос у рестораторов и отельеров есть и на профессионалов, обеспечивающих безопасность: востребованы охранники частных территорий, специалисты по информационной безопасности и контролёры торговых залов. Средняя зарплата таких сотрудников доходит до 59,3 тыс. рублей.

Зарплатные ожидания

Как рассказали в пресс–службе "Авито Работы", профессии из группы "Туризм и рестораны" по итогам 2022 года вошли в список наиболее востребованных в Петербурге. Количество предложений в отрасли выросло на 9% к 2021 году, а медианная зарплата составила 41,8 тыс. рублей. Наибольшим спросом, по данным платформы, пользуются повара: на эту вакансию пришлось 32% объявлений от всех, которые размещены в HoReCa.
Помимо прочего всегда востребован линейный персонал, которому свойственна частая сменяемость. Так, на профессию официанта пришлось 6% всех вакансий. Также в современной культуре с привычкой ежедневного потребления кофе и посещения кофеен рынку требуются пекари (4%), бармены (3%) и бариста (5%). По словам управляющего директора "Авито Работы" Артёма Кумпеля, в Петербурге в прошлом году вырос спрос на поваров с узкой специализацией: пиццамейкеров (+67%), сушистов (+34%).
Руководитель департамента аналитики сервиса "Зарплата.ру" Юрий Михеев согласен с утверждением о высоком спросе на персонал в ресторанной и гостиничной сферах. "Относительно летних месяцев востребованность поваров и официантов выросла на 10 и 15% соответственно. Уборщиц в отелях — на 7%, мойщиков посуды — на 10%", — рассказал он. При этом если весной–летом прошлого года на рынке труда царила высокая неопределённость, связанная с уходом иностранных брендов отелей и систем бронирования, то в декабре уже сформировались оптимистичные ожидания по части потребительского спроса из–за возросшего внутреннего туризма. Если говорить о росте заработка в сфере HoReCa, то относительно конца 2021 года увеличение медианной заработной платы составило, по информации аналитиков сервиса, около 5%.
По данным Петростата, средняя начисленная заработная плата работников гостиниц и предприятий общественного питания на октябрь 2022 года составила 42,2 тыс. рублей, что на 1,4% выше, чем в сентябре, и на 7,1% выше, чем в октябре 2021 года. В Ленинградской области суммы были ещё более скромными: сотрудники получали в среднем 28,7 тыс. рублей, что на 1,8% выше, чем в сентябре, и на 15,9% выше октября 2021 года. Данные официальной статистики по зарплатам за ноябрь и декабрь пока что не опубликованы.

Проблемы популярности

Гостиничный бизнес ощущает острую нехватку линейного персонала, в первую очередь администраторов. Среди причин этого генеральный директор гостиницы "Адмиралтейская" Ольга Киселёва видит "демографическую яму" 1990–х, низкий уровень мотивации к труду и самостоятельности. "Порядка 70–80% молодых ребят–студентов не хотят работать. Они собираются быть блогерами, фрилансерами, иметь свободный график работы, не ходить в офис каждый день. Кроме того, сегодня очень сложно найти сотрудника в службу приёма и размещения со знанием английского языка и грамотным русским языком, не говоря уже о втором иностранном", — сетует она.
Сказывается и низкий уровень популяризации работы в сфере гостеприимства. Далеко не все студенты, получившие образование по специальности "Гостиничное дело", остаются в профессии. Ощущается и нехватка персонала в службе номерного фонда — горничных. Ранее на эту должность в основном нанимали мигрантов, которых сейчас стало меньше.
Чтобы привлечь и удержать сотрудников, бизнесу приходится повышать вознаграждение. Ольга Киселёва рассказала, что в 2022 году в её гостинице проводилась индексация зарплат на 12%. Это позволяет компаниям быть более конкурентоспособными на рынке, но не решает полностью проблему кадрового голода. "Сегодня мы приглашаем сотрудников без опыта и полностью проводим обучение. При этом заработная плата администратора ресепшен сопоставима с доходом учителя или врача", — поделилась Ольга Киселёва.

Бесконечная ротация

Юлия Абраменко, директор по персоналу сети "Теремок" в Петербурге, отмечает, что в её компании существует регулярная кадровая потребность в связи с открытием новых точек. Стабильно актуальны вакансии поваров–кассиров, поваров, кондитеров, мойщиков и уборщиков.
"В период весна–осень растут продажи и требуются сотрудники, чтобы обеспечить высокий уровень сервиса. Помимо этого мы берём людей на временную работу и подработку. Когда они уходят, нужно восполнять потери по штату", — рассказала она корреспонденту "ДП".
По мнению Юлии Абраменко, одна из причин нехватки персонала в ресторанной сфере состоит в том, что для соискателей в сегменте массовых профессий общепит менее приоритетен, чем, например, продажи, о чём говорят результаты исследований. Укомплектовать штат на 100% — трудная задача. При этом нехватка персонала не даёт возможности в полном объёме реализовать задачи бизнеса.