Промышленники Петербурга и Ленобласти столкнулись со структурным кризисом

Автор фото: Ваганов Антон

Промышленность Петербурга и Ленобласти закончила 2022 год лучше прогнозов, которые давали эксперты ещё полгода назад. В городе показатели, скорее всего, превысят результаты прошлого года, несмотря на остановленные конвейеры автомобильных заводов. В регионе производство несколько сокращается, что объясняют перестройкой ряда отраслей в условиях санкций.

По данным Петростата, промпроизводство Санкт-Петербурга в январе–ноябре 2022 года приросло на 4,7%, в Ленинградской области — снизилось на 4,8% к аналогичному периоду прошлого года. В том числе, индекс промышленного производства (ИПП) обрабатывающих отраслей в городе за 11 месяцев увеличился на 6,2%, в области — сократился на 6,7%. Если говорить о последнем месяце, о котором опубликованы данные — ноябре — то ИПП Петербурга прирос к ноябрю 2021-го на 22%, в области — сократился на 4,2%. На федеральном же уровне ИПП за январь–ноябрь снизился на 0,1%.
В свою очередь, объём отгрузки обрабатывающей промышленности Петербурга в январе–ноябре 2022-го вырос на 27% к аналогичному периоду прошлого года и достиг 3,45 трлн рублей, в Ленинградской области этот показатель составил 1,49 трлн (+13%).

Лучше ожиданий

В Смольном итоги уходящего года в целом оценивают как исключительно положительные. В минувшем марте и апреле был резкий всплеск инфляции (по итогам двух месяцев она составила 17%), ключевая ставка ЦБ была поднята до 20%, а курс рубля составлял 120 рублей за доллар США, напомнил "экономический" вице-губернатор Петербурга Валерий Москаленко. Летом, когда иностранные компании начали объявлять об уходе из России, в Петербурге были в простое почти 18 тыс. человек, работавших в зарубежных компаниях. Добавим, экономика России в целом (и Петербурга в частности) и сегодня работает под давлением более 112 тыс. санкций, введённых в отношении нашей страны иностранными государствами из-за специальной военной операции на Украине.
В отраслевом разрезе в городе больше других в плюсе оказалось производство пищевых продуктов (+22%), одежды (+17%), фармацевтическая отрасль (+19%) и металлургия (+18%). Существенное снижение произошло в автопромышленной отрасли: почти на 89%, поскольку заводы города остановили конвейеры ещё весной, а также в секторе полиграфической продукции. В свою очередь, объём отгрузки обрабатывающей промышленности Петербурга в январе–ноябре 2022-го вырос на 27% к аналогичному периоду прошлого года и достиг 3,45 трлн рублей. "Внешние ограничения коснулись транспортной и транзитной политик, логистики, поставок комплектующих на предприятия, работы Большого порта. Но в целом ухудшение показателей по одним секторам экономики балансировалось плюсами по другим", — сказал Валерий Москаленко.
Последние несколько лет промпроизводство в секторе оборонной промышленности росло незначительно, сегодня же этот оборот идёт в плюс. То же самое касается предприятий, которые занимаются замещением импорта. "Мы приняли все возможные инструменты, которые позволяют модернизировать производства, в том числе льготные субсидии и инвестиционный налоговый вычет", — отметил вице-губернатор. Он подчеркнул, что на данный момент в Петербурге строится 70 новых промышленных объектов, из них 42 — предприятия, которые введут в строй в течение трёх следующих лет.
По оценке вице-губернатора, поддержать экономику удалось, в том числе, за счёт заградительной денежно-кредитной политики Центробанка. Она позволила стабилизировать валютный курс рубля, избежать спекуляций и массового вывода денег из экономики страны. "Для экономики Петербурга, которая в разных сферах ориентирована и на экспорт, и на импорт, состояние валюты — одна из ключевых историй", — отметил Валерий Москаленко. Важными были также решения, которые в течение года принимал штаб под руководством премьера Михаила Мишустина, и региональные меры поддержки оперштаба Смольного.

Перестраивая отрасли

Учитывая структурный кризис, в котором оказалась российская промышленность, в Ленобласти не строили оптимистичные прогнозы на 2022 год, сказал "ДП" заместитель председателя правительства региона по экономике и инвестициям Дмитрий Ялов. По его оценке, снижение ИПП на несколько процентных пунктов стало результатом перестройки ряда производств и отраслей в условиях санкций.
Наибольшие трудности сегодня испытывают две отрасли областной промышленности: лесопромышленный комплекс и производители автокомплектующих, которые по сути были встроены в автокластер Петербурга. Лесопромышленая отрасль Северо-Запада многие годы была ориентирована на экспорт в страны Евросоюза. "Сегодня наша задача стимулировать использование этой продукции внутри страны. Губернатор Александр Дрозденко уже потребовал, чтобы при строительстве соцучреждений в регионе использовались современные префаб технологии, которые позволяют из дерева производить домокомплекты высокой степени готовности. Конечно, мы также смотрим и на рынки Средней Азии, Ближнего Востока — над этим предстоит работать", — сказал Дмитрий Ялов. "Что касается автопромышленного комплекса, то мы видим, что ряд небольших компаний стараются сохранить свою деятельность и ищут новых заказчиков, но, к сожалению, те иностранные предприятия, которые были ориентированы исключительно на своих крупных зарубежных партнеров, после нескольких месяцев простоев вынуждены закрывать производства", — добавил он.
В целом в большинстве случаев ключевые предприятия уже нашли или ищут новых поставщиков сырья и комплектующих, выстраивают новые логистические цепочки, пробуют выйти на новые зарубежные рынки. "Вы это видели на примерах Тихвинского вагоностроительного завода и "Сильвамо Корпорейшн". Процесс не быстрый, но он начался и с помощью федеральных и региональных финансовых мер поддержки будет продолжаться", — подчеркнул Дмитрий Ялов. В целом, по его оценке, тренд на оздоровление структуры экономики сохранится и в 2023 году. "Главное, что сегодня, в отличие от кризиса 90-х годов, российский бизнес более гибко реагирует на внешние изменения", — подчеркнул чиновник.
Уходящий 2022 год, однозначно, войдёт в историю: мы в одночасье оказались в условиях вынужденной оперативной трансформации, сказал гендиректор компании "Кронштадт" Андрей Зарафьянц. "Были заданы новые экономические и логистические условия, в которых каждый искал своё решение. Условия были негативные, требующие нестандартных подходов. Однако за любой неопределенностью всегда скрываются окна, двери и ворота. Главное, оперативно и рассудительно их найти. И это, бесспорно, позитивный фактор", — отметил он. Компании удалось выполнить все обязательства, сохранить коллектив, и это наша победа, подчеркнул промышленник.
Между тем многие проблемы ещё не удалось решить, и эти вопросы, очевидно, перейдут и в 2023 год. Компаниям, интегрированным в поставки для оборонно-промышленного комплекса, предстоит продолжить поиск поставщиков, чтобы достичь нужного процента локализации производства в России. Логистическое "плечо" европейских поставок через Казахстан остаётся длинным и значительно более дорогостоящим, чем прежние, но заблокированные пути. Оборудование для промышленников фактически остаётся только китайским, в связи с чем игроки рынка хотели бы увидеть масштабную программу господдержки отечественного станкостроения. Не решена и проблема "длинных" кредитов (фактически их сейчас выдаёт только федеральный и региональный фонды поддержки промышленности). Остаётся дефицит рабочих кадров, который, только по официальным оценкам, сегодня в Петербурге составляет 10 тысяч человек.