В Центробанке признали, что рубль упал в декабре из-за потолка по нефти

Автор фото: ТАСС
Зампред ЦБ Алексей Заботкин
Ухудшение внешних условий, снижение цен на нефть стали причиной ослабления национальной валюты в декабре, заявил заместитель председателя ЦБ РФ Алексей Заботкин.
Он подчеркнул, что курс рубля "колеблется в том диапазоне, который наблюдался с конца мая".
"Налицо ухудшение внешних условий, снижение цен на нефть. Это достаточно весомая причина для того, чтобы курс несколько ослаб", — заявил в интервью РБК зампред Центробанка РФ.
Заботкин отметил, что каждые 10% снижения курса добавляют инфляции порядка 0,5-0,6 процентного пункта (п.п.). "При этом с оговоркой, что эти 0,5-0,6 реализуются не мгновенно, а растянуты во времени на 6-12 месяцев", — подчеркнул представитель регулятора.
Заботкин констатировал, что дезинфляционный эффект наблюдавшегося весной-летом укрепления рубля на текущий момент "уже по большому счёту исчерпан".
С 5 декабря в силу вступило эмбарго на поставку российской нефти по морю в страны Евросоюза, решение поддержали участники G7 и Австралия. Потолок цен на российскую нефть, поставляемую по морю, будет составлять $60 за баррель.
Транспортным и страховым компаниям запрещено оказывать услуги танкерам, которые перевозят нефть из РФ по цене выше $60 за баррель. Потолок цен на газ в ЕС составит 180 евро за 1 MВт*ч, или $1,9 тыс. за 1 тыс. м3, и начнёт действовать при ряде условий с 15 февраля 2023 года.
23 декабря вице-премьер Александр Новак заявил, что Россия в начале 2023 года может снизить добычу на 500-700 тыс. баррелей в сутки в связи с решением стран ЕС ввести ценовой потолок.
Курс рубля к доллару и евро снижается с ноября, российская национальная валюта ослабла практически на 20% к валютной корзине. Глава Минфина Антон Силуанов говорил, что ценовой потолок по нефти и газу из РФ оказал на участников рынка "моральное воздействие". Текущее ослабление рубля, по мнению Силуанова, в основном связано с ростом импорта в Россию.
"ДП" узнал у экспертов, долго ли продлится снижение котировок и насколько болезненным окажется эффект углеводородных санкций для экономики РФ.