И целого триллиона мало: Петербург проведёт год с рекордным дефицитом бюджета

Менее чем через неделю начнётся 2023 год, в который Петербург впервые войдёт с бюджетом, превышающим 1 трлн рублей. Рекордными станут не только доходы, но и дефицит. Существенная часть расходов придётся на транспорт.

Официально Петербург в 2023 году планирует заработать 1048,5 млрд рублей, потратить — 1195,3 млрд. Эти цифры не окончательные: бюджет обычно проходит корректировку в течение года. Так, финансовый план на 2022–й к окончанию года был увеличен относительно первоначальных прогнозов на 27% по доходной и на 16% — по расходной части.

Долговое бремя

Как бы ни гордились чиновники первым триллионом, пока бюджет 2023 года утверждён с доходами, на 5% меньшими, чем в откорректированном документе на 2022 год. Расходов, впрочем, будет на 12% больше, чем в окончательном варианте бюджета–2022. Примечательно, что этот рост соответствует значению официальной инфляции за 2022 год.
Основная часть расходов (23%) будет направлена на развитие транспортной системы (от строительства новых развязок и покупки подвижного состава до уборки дорог), чуть меньше, 21%, на образование (от строительства садиков и школ до выплат премий учителям), на здравоохранение придётся 13%, на соцподдержку граждан — 10%.
Дефицит учтён в планах по наращиванию государственного долга. На сегодня город уже выпустил облигации на 85 млрд рублей. Максимальный лимит долговой нагрузки (в том числе и благодаря инфраструктурным кредитам из федерального бюджета) на 2023 год установлен в 159 млрд рублей. На 2024–й — 209 млрд. Расходы на обслуживание долга вырастут в 2 раза, с текущих 6,6 млрд до 13,4 млрд.
Рекордный по размеру дефицит бюджета настораживает: он равен 147 млрд рублей, или 14% от доходной части. Даже в тяжёлых 2020 (12%), 2018 (6%), 2015 (13%) годах такого разброса между доходами и расходами Петербург себе не позволял.
Главный сюрприз финансового документа — увеличение начисленной заработной платы на 8,7%: в будущем году среднестатистический петербуржец будет получать 88,4 тыс. рублей в месяц. Сумма выше, чем планировали 2 года назад (в 2021–м считали, что она составит 85,8 тыс.). Эти показатели важны для прогноза сбора налога на доходы физических лиц: его доля в общей доходной части бюджета составляет почти 39%. Прирост по данному сбору в 2023–м по сравнению с 2022–м ожидается на 9%, или на 32,6 млрд рублей.
Если сборы от НДФЛ, как ожидается, вырастут, то про налог на прибыль организаций этого сказать нельзя. Чиновники допускают падение доходов экономики города и поэтому сократили ожидания от поступлений на 17%. Доля данного налога в бюджете сократится с текущих 40 до 35%. В абсолютных значениях — на 76 млрд рублей.
Впрочем, потери могут оказаться меньше. Если в сентябре чиновники из–за ожидаемой ликвидации института консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) говорили о потенциальных потерях в 2023 году примерно 220 млрд рублей, то уже к концу декабря всё изменилось. Во–первых, выпавшие доходы федеральные финансисты пообещали частично компенсировать. Во–вторых, планируется трёхлетний переходный период, в течение которого ситуация может опять измениться к лучшему для казны: например, в городе может появиться новый крупный налогоплательщик или повысятся ставки налогов.
С другой стороны, есть ощущение, что город уже начал экономить и понемногу сокращать траты. Губернатор Петербурга Александр Беглов в сентябре утверждал, что благодаря дополнительным доходам, полученным в 2022 году, город будет сдерживать рост тарифов на проезд в общественном транспорте в 2023–м. Однако исходя из позднее утверждённых цифр субсидии метрополитену или наземному транспорту не выглядят столь внушительными.

Промышленность тянет

Несмотря на усиление веса налогоплательщиков — физических лиц, в том числе за счёт института самозанятых или, например, принудительно–убедительного повышения официальных окладов до среднестатистических в разных отраслях), город не забывает и о предпринимательстве.
Глава КППИТ Кирилл Соловейчик оценивал объём господдержки промышленности на период до 2025 года в 28,8 млрд рублей, примерно половина из них — 13,7 млрд — приходится на региональные инвестиционные проекты (обладатели такого статуса пользуются налоговыми преференциями). Регионы конкурируют между собой налоговыми льготами и субсидиями, и чем больше их будет в Петербурге, тем лучше будет развиваться промышленность, пояснял чиновник.
В 2023 году за счёт городской казны Фонд развития промышленности (ФРП) Петербурга докапитализируют до 7,2 млрд рублей (против 5 млрд в 2022–м). "Будем развивать в первую очередь предприятия, которые готовы производить комплектующие, чтобы сделать более независимыми крупных петербургских производителей", — говорил ранее "ДП" вице–губернатор города Кирилл Поляков. С помощью ФРП власти намерены одновременно и расширять количество программ поддержки, и увеличивать объём льготных кредитов на одного заёмщика (до 500 млн по некоторым программам).
Известно также, что 2,8 млрд рублей Смольный в 2023 году планирует потратить на строительство инфраструктуры для новой, третьей площадки особой экономической зоны "Санкт–Петербург", расположенной на Парнасе. По планам властей, там разместятся 15–17 производств, а первые заводы смогут открыться в 2024–2025 годах.
В числе других трат города на развитие промышленности также госсубсидии и гранты на разные цели и офсетные контракты (частные инвестиции в обмен на гарантированный госзаказ). Объём поддержки по первому офсету уже известен: он пока не заключён, но соответствующий аукцион Смольный объявил в октябре 2022 года. Инвестор обязуется вложить от 2,3 млрд рублей в производство лекарств по 31 международному непатентованному наименованию. В свою очередь власти обязуются закупать его продукцию на общую сумму 16,8 млрд рублей в течение нескольких лет.
Кроме того, как говорится в адресной инвестиционной программе (АИП), в 2023 году планируется направить из бюджета более 1 млрд рублей на продолжение подготовки инфраструктуры промзон Ржевка, Ижорские заводы и Обухово.
По оценке Смольного, вклад промышленного комплекса в бюджет города составляет около 45%. Прежде всего в администрации рассчитывают на развитие трёх традиционных отраслей — радиоэлектроники, энергетического машиностроения и судостроения, — а также лидеров по инвестициям, фармацевтической и пищевой промышленности.
Общая АИП Петербурга на 2023 год составляет около 201 млрд рублей. 8 млрд выделяет федеральный бюджет, значит, траты городского составят 193 млрд рублей, то есть чуть меньше пятой части от триллиона.
Почти половина от общей сметы (87 млрд) пойдёт на развитие транспортной системы, включая 13,4 млрд рублей на концессию по строительству трамвая от Купчино до Славянки. 30 млрд — на развитие образования, 23,6 млрд — на экономическое и социальное развитие.
Этот год показал, что объёмы финансирования увеличились, но затраты на материалы тоже выросли. Думаю, в следующем году будет так же. Мы в текущем году уже ставили на вид, что индекс дефлятора нужно применять и пересматривать ежемесячно, потому что всё стремительно дорожает. Рынок изменился. Подорожали и запчасти, и материалы, и прочее. Всё сказывается и будет сказываться на конечной цене. Логистика изменилась, ушли импортные материалы. Хотелось бы, чтобы планы по бюджету были выполнены, но жизнь диктует совсем иное. Инфляция пока присутствует и санкции тоже, это всё нужно учитывать. Петербургу для разгрузки города крайне необходимы Большой Смоленский мост, развязка на Поклонной горе, нужно доработать магистрали непрерывного движения, чтобы не было пробок у разворотных колец. Всё это обсуждается годами, время уходит, а затягивать никак нельзя. Это сказывается на уровне жизни и безопасности. Поэтому необходимо находить деньги несмотря ни на что.
Юрий Агафонов
генеральный директор ассоциации строителей и поставщиков дорожного комплекса "АСДОР"
Несмотря на непростую экономическую ситуацию, в рамках бюджетной политики уделяется внимание поставленным ранее на глобальном уровне целям по развитию зелёной экономики и цифровой трансформации. Дополнительно в качестве положительных моментов следует отметить, что в рамках минимизации бюджетных рисков планируется недопущение необоснованных заимствований и формирование резервного фонда. Конечно, определённые опасения вызывает наличие дефицита в размере 14,4% от собственных доходов бюджета. Вполне оправданным представляется снижение прогнозируемых поступлений по налогу на прибыль предприятий. Оно обусловлено сложной экономической ситуацией. Стоит отметить, что несколько оптимистичным выглядит рост поступлений по налогу на доходы физических лиц в будущем году на 8,7%. Заметно увеличивается объём расходов на развитие транспортной системы города, образование и социальную поддержку жителей Петербурга. Более чем в 2 раза увеличены затраты на развитие предпринимательства и потребительского рынка в городе. Это должно способствовать стабилизации экономической ситуации и создать условия для дальнейшего развития экономики региона.
Ирина Шашина
и.о. заведующего кафедрой Международного банковского института имени Анатолия Собчака
Самое главное достижение текущего года — это объём бюджета, которого нам удалось достигнуть. Мы в этом году перешагнули планку в 1 трлн рублей. На сегодня я могу сказать даже больше: мы уже получили доходов 1,1 трлн. Такого бюджета не было никогда, и это открывает для города абсолютно новые возможности развития.
Алексей Корабельников
вице–губернатор Петербурга (в эфире телеканала "Санкт–Петербург")