В декабре в эфире телеканала "Россия-24" глава Федеральной таможенной службы Владимир Булавин озвучил обновлённые данные по объёму параллельного импорта: он составил более $20 млрд с начала запуска механизма. Ещё 30 ноября этот показатель был на отметке в $17 млрд. Всего с мая в страну было ввезено порядка 2,4 млн товаров по данной схеме. Основные категории — автомобили, станки и оборудование.
Отдельно в своём выступлении руководитель ведомства подчеркнул, что контрафакта в стране больше не стало, т.к. параллельный импорт сфокусирован на оригинальной продукции. Однако именно этот момент осознают не все — и в обществе пока ещё крепка ассоциация с фальсификатом. О реальных рисках для бизнеса, который готов войти в схему поставок по параллельному импорту, "ДП" рассказала Светлана Гузь, управляющий партнёр бюро юридических стратегий Legal to Business.
Светлана Гузь, управляющий партнёр бюро юридических стратегий Legal to Business
Механизм позволяет ввозить в страну оригинальную продукцию без разрешения правообладателя. И при условии её наличия в перечне параллельного импорта таможня обеспечивает беспрепятственный ввоз, а импортёр освобождается от ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности. Ответственность за качество этих товаров без согласия правообладателя будет нести импортёр, а не экспортёры из третьих стран, как это было раньше.
Помимо этого, законодатель устанавливает ряд требований, обязательных к соблюдению. Во-первых, товар должен входить в список Минпромторга (Приказ Минпромторга РФ от 19.04.2022 №1532). Во-вторых, у импортёра должны быть все документы на продукцию, которые и подтверждают её оригинальность. С этой целью необходимо предоставить всю цепочку договоров поставок. В некоторых случаях может быть назначена таможенная экспертиза. В-третьих, товар должен продаваться на иностранном рынке легально. А также иметь специальную маркировку — это уже четвёртый пункт.
Читайте также:
Авто
Параллельный импорт пока не катит
Представляется, что данные требования являются достаточными для обеспечения чистоты и прозрачности сделок на товарном рынке.
При этом, безусловно, без рисков не обойтись. Например, импортёры могут столкнуться с проблемой сервисного обслуживания ввозимых товаров по гарантии, ростом контрафактной продукции. Затруднения может вызвать и построение логистических цепочек с учётом действующих ограничений.
Важно, что параллельный импорт стал проблемой для кредитных организаций — финансовые операции, которые его обеспечивают, до сих пор могут расцениваться банками как сомнительные. По мнению специалистов, главным отличительным маркером от серых схем поставки являются документы, подтверждающие законность сделки.
После легализации в России параллельного импорта начала складываться судебная практика по спорным вопросам. Дел, где правоприменительная практика отрицает саму легальность параллельного импорта после принятия изменений в законодательстве — нет. В спорах важно установить разграничение между контрафактом и параллельным импортом. Первое, в свою очередь, незаконно. Именно поэтому суды не принимают доводы о недружественных странах и параллельном импорте в спорах об использовании контрафактной продукции. Ожидаем дальнейшего развития практики судов по теме.
В рамках форума "Российский промышленник" эксперты совета РСПП озвучили мнение, что импортозамещение через смену поставщиков (то есть режим параллельного импорта) — это тупиковый путь для российской экономики. Реальный выход из положения — реверс-инжиниринг, или разработка точной копии зарубежного товара. Такой подход обладает рядом преимуществ: снижение зависимости от ограничительных мер, надёжность поставок и их большой объём.
Однако в условиях санкционного давления стран Запада на Россию разрешение параллельного импорта, по мнению законодателя, помогает насытить рынок товарами, способствует росту предпринимательской активности и конкуренции, а также приводит к снижению стоимости товаров. При этом на репутации частичная отмена запрета параллельного импорта не должна сказаться, т.к. международный принцип исчерпания права действует в половине стран мира, а значит для иностранных компаний — это известная модель ведения бизнеса.