Не из того времени: в Петербурге раскритиковали памятник блокадному медику

Автор фото: Архив "ДП"

Перспектива превращения Соляного переулка в Аллею памяти блокадных профессий вызвала дискуссию в экспертной среде

Редакции "ДП" стало известно, как будет выглядеть новая скульптура, которую собираются установить в Соляном переулке, — памятник блокадному медику. Она обойдётся примерно в 20 млн рублей. Как её воспримут горожане, пока неизвестно. А вот реакции от профессионалов уже начали поступать.

Микеланджело или нет

Скульптор, член Союза художников России Серафим Чаркин назвал эту работу неудачной. "В этой скульптуре нет композиции и других важных составляющих", — сказал он "ДП". По его мнению, полулежащая скульптура умирающего "не из того времени, ощущение, что это с картины XIX века, какой–то “греческий повстанец”". Анахронизмом выглядит также одежда и образ медсестры, а стоящий врач похож на "портрет пафосного однорукого большевика".
"Это будет находиться в центре города и делается на века из бронзы. Соляной переулок — центр культурной столицы. Такие вещи должны соответствовать исторической памяти. Если мы лишимся нашей настоящей исторической памяти, а будет псевдопамять, зачем нам вообще всё это нужно?" — рассуждает Чаркин.
Два собеседника "ДП", попросившие сохранить инкогнито, отметили композиционное сходство работы с "Оплакиванием Христа" Микеланджело Буонаротти. "Талант должен соответствовать дерзости, которую проявляет автор. Наверное, это возможно, если ты сам — Микеланджело", — отметил один из них. Второй полагает, что из всех трёх фигур микеланджелоподобный Христос наименее выразителен. По его мнению, без этой фигуры был бы неплохой памятник. Первый собеседник намерен инициировать петицию против установки скульптуры. Он признаёт, впрочем, что результативность подобных мер, как правило, низкая. Источник недоволен тем, что не было проведено конкурса.
Впрочем, дело не только в самой скульптуре, а в подходе, когда в переулке в центре города формируется уже своего рода тематическая аллея памятников. Ведь ранее в Соляном переулке, у Музея блокады, была установлена ещё одна работа на близкий сюжет — памятник блокадной учительнице.
"Это нескончаемая тема — потом будет пожарный, пекарь… Вероятно, нужно представить общую идею с планами на создание масштабного ансамбля", — сказал "ДП" архитектор–реставратор Алексей Михайлов. В каком–то виде памятник блокадным медикам, конечно, нужен, как и другим профессиям блокадного города. Практически все тогда совершали подвиг. Но блокадный учитель в Соляном переулке производит намного более сильное впечатление, чем планируемый к установке медик. Пластика нового памятника вряд ли будет гармонировать с предыдущим.
"Мне данная композиция кажется рваной в деталях — слишком всё резко. Полулежачий персонаж — вероятно, слишком избитая тема или поза, присутствующая на многих памятниках, будь то моряк, солдат или врач", — сказал Михайлов. Лицо врача бросает вызов, лицо сестры смиренно, как будто нижний мужчина вот–вот умрёт. "Замысел, как и композиция, правильны, но я бы доработал детали", — добавил Михайлов.

Не на тротуаре

"Я противник таких средовых памятников, особенно когда они апеллируют к смыслам, которые так дороги для большого количества ленинградцев, кто пережил блокаду или у кого дедушки, бабушки или прабабушки её пережили", — отметил в комментарии "ДП" член экспертной группы Градсовета архитектор Александр Кицула.
По его словам, средовые памятники, которые не возвышаются на постаментах, а стоят прямо на тротуаре или где–то ещё на улице, — это, как правило, чисто дизайнерские украшения. В Европе часто это абстрактные памятники, фигуры из нержавейки.
"Если вы ставите памятник, который несёт серьёзный общественный смысл, наверное, он не должен понижаться до уровня средового знака", — считает зодчий. Поэтому установка памятника блокадному учителю спиной к улице (и лицом к блокадному музею) с архитектурной и градостроительной точки зрения нелепа.
"Постановка же аллеи памятников, тем более многофигурных, — ещё большая нелепость и градостроительная ошибка. Или, я бы даже сказал, общественно–социальная ошибка", — говорит Кицула.
Он отметил, что в целом, по его наблюдениям, скульпторы стали хуже чувствовать масштаб и среду. Появилось большое число работ довольно талантливых скульпторов, которые поставлены столь нелепо, что и сам памятник уничтожается, и архитектура, на фоне которой он стоит, подавляется. Это касается, например, фигуры Павла I во дворе Инженерного замка. Формально, впрочем, это претензии к архитекторам, которые участвуют к процессе. "Размер памятника и среда, в которой он находится, — это вещи для городской скульптуры гораздо более важные, чем художественные качества самой скульптуры", — заключает Кицула.
Искусствовед Михаил Золотоносов ранее отмечал в комментарии "ДП", что если ставить памятники разным профессиям в ряд, это может превратиться в постмодернистский жест. Один из активистов предлагал даже поставить памятник блокадной капусте в виде огромного кочана из пластмассы. Но этот замысел пока не сбылся.

Уличные экспонаты

Памятник блокадному учителю открыли в январе нынешнего года. Инициатором установки выступила 101–летняя блокадница, бывшая учительница Надежда Строгонова.
Блокадного медика тоже ставят по просьбам трудящихся — инициатором в Смольном называют председателя правления общественной организации "Жители блокадного Ленинграда" Елену Тихомирову. Закладной камень скульптуры блокадному медику был установлен в начале сентября. Памятник планируется открыть к годовщине полного освобождения города от блокады, которая отмечается 27 января.
Скульптуру блокадного учителя оформили по документам как музейный экспонат, что позволило разместить её в охранной зоне без соблюдения сложной процедуры согласования. Она является как бы временным объектом.
По данным системы "Контур.Закупки", в январе нынешнего года Музей блокады осуществил "закупку авторского художественного произведения — скульптурного образа блокадной учительницы в составе тематической композиции с размещением (установкой)". Закупка была осуществлена у единственного поставщика. Контракт на 13,7 млн рублей был заключён с ООО "Рест–арт".
Таким же образом, как можно предположить, поступят в отношении блокадного медика — это тоже будет как бы музейный предмет. Во всяком случае "организация и проведение культурно–массового мероприятия “Памяти медицинских работников блокадного Ленинграда”. Приобретение скульптурного образа медицинских работников блокадного Ленинграда с установкой" уже стоит в плане–графике закупок.
Опрошенные "ДП" эксперты отмечают, что музейные экспонаты странно видеть на улице. Их ещё можно представить во дворе, как скульптуры во дворике филфака. "У нас весь город–музей, но это не значит, что надо делать неудачные памятники и их неудачно располагать", — заявляет один из собеседников "ДП".
Кроме того, как уже рассказывал "ДП", в соответствии с приказом Минкульта, который конкретизирует требования закона "О музейном фонде РФ и музеях…", музейные предметы должны размещаться "в специально приспособленных помещениях", при температуре 16–25 градусов, а также строго определённой влажности и соблюдении множества других условий.
Собеседники "ДП" не помнят, чтобы эти скульптуры обсуждались на Градсовете, хотя, как правило, приходится проходить несколько этапов согласований.
Автор памятников блокадному учителю и блокадному медику — Владимир Бродарский, известный, в частности, по памятнику Александру III в Гатчине. Комментарии мастера оперативно получить не удалось.