Частные музеи и творческие кластеры Петербурга оказались на грани выживания

Автор фото: artmuza.spb.ru
Автор фото: artmuza.spb.ru
На данный момент в Петербурге работает более 50 креативных пространств, которые занимаются музейной деятельностью и сдают свои помещения в аренду. Набор проблем, с которыми им приходится справляться, примерно одинаков. В основном это недостаток финансирования и сложности с доступом к программам господдержки.

Благотворительность по бизнес–плану

"Артмуза" — один из крупнейших в городе творческий кластер и музей современного искусства площадью 13 тыс. м². Пространство открыли в 2013 году в помещениях бывшего завода музыкальных инструментов "Муздеталь" на Васильевском острове. Сейчас на четырёх этажах "Артмузы" находятся галереи, резиденции и творческие институции: художественные мастерские, театр, танцевальные, музыкальные, дизайнерские студии и школы.
Посетить выставки и другие мероприятия можно бесплатно. Сами художники тоже не платят взносы для того, чтобы выставляться в музее. Чётких критериев для того, чтобы организовать вернисаж, нет. Кроме того, что в работах должен быть посыл и смысл, который можно донести до посетителей.
"Пандемия внесла серьёзные коррективы в планы развития бизнеса. Если говорить откровенно, на сегодняшний день проект нерентабелен. Мы жили и живём за счёт аренды, а все творческие проекты являются благотворительностью. Я хочу, чтобы люди ходили к нам в музей и не задумывались, есть у них возможность ходить или нет, поэтому вход в музей всегда свободный для посетителей", — говорит генеральный директор "Артмузы" Сергей Бельтюков.
По его словам, сейчас нет возможности поднять стоимость аренды помещений для резидентов. Этого не происходит уже 2 года. Не все арендаторы в состоянии выдержать повышение цен, может начаться ротация. Если одни покинут площадку, не факт, что на смену им придут другие, не менее творческие и платёжеспособные. Но дирекция музея дорожит людьми, с которыми уже сотрудничает.
Сейчас средняя стоимость аренды помещений в "Артмузе" — 800 рублей за 1 м2. "Это не много и не мало, но однозначно недостаточно, чтобы быть рентабельными. В нынешние времена инфляция и подорожание приходят быстрее, чем возможность заработать деньги. С Нового года опять ждём повышения стоимости коммунальных и других услуг. Ряд проектов пришлось закрыть во время пандемии: в том числе ресторан на крыше, некоторые резиденты были вынуждены свернуть свой бизнес", — описывает ситуацию директор творческого кластера.
Ещё один способ заработка "Артмузы" — краткосрочная аренда выставочных площадок для проведения мероприятий, конференций и семинаров. Но сейчас количество подобных мероприятий сократилось в разы.

Своими силами

В "Артмузе" девять выставочных пространств, на которых одновременно проходят девять выставок. Иногда экспозиция может растянуться на два зала, тогда выставок становится восемь. Раньше в музее была ежемесячная ротация. Сейчас полностью обновляют выставку раз в 2 месяца. Сроки увеличились из–за общей ситуации в стране. С наступлением кризиса "Артмузе" пришлось сократить ряд проектов и сотрудников, которые занимались организацией выставок.
До пандемии некоторые посетители галерей и коллекционеры покупали картины художников, которые выставлялись в музее. Сейчас такие случаи очень редки, так как нет покупателей–иностранцев. Соотечественники приобретают картины редко. Только если их по–настоящему зацепит увиденное и устроит цена.
На помощь государства Сергей Бельтюков не рассчитывает. "Мы в целом всегда справлялись своими силами и сейчас обходимся. Пару раз столкнулись с вопросом поддержки и просто её не получили", — говорит он. Во время пандемии пространство вынуждено было снизить цену на 50% для резидентов, чтобы они смогли сохранить бизнес. Государство обещало помочь с компенсацией средств, но этого не произошло. Когда начали разбираться, выяснилось, что по ОКВЭД культурная деятельность у музея не на первом месте. Поэтому под государственную программу "Артмуза" не попала.
Несмотря на все сложности, в честь своего десятилетнего юбилея музей современного искусства организовал художественный конкурс с оптимистичным названием "Всё будет хорошо". Заявки прислали 1,3 тыс. художников со всей страны.
"Последние годы внесли в нашу жизнь импровизированную полосу препятствий. Мы всей страной преодолеваем эти препятствия, всевозможные тяготы и не перестаём говорить, что всё будет хорошо. Поэтому мы решили сделать такой посыл обществу и стране", — говорит Сергей Бельтюков.
Изначально планировалось, что в галерее выставят работы 40 участников, но уже сейчас решено увеличить это число до 104. Вернисаж и награждение победителей пройдут 22 декабря, а выставка работ победителей продлится до 22 февраля.

Билеты не помогут

Арт–кластеры, которым повезло с расположением и поблизости нет жилых домов, активно монетизируют свои площади за счёт проведения концертов или общественных мероприятий (лекций, показов и т. д.) с платным входом. Например, так делает лофт–проект "Этажи" и общественное пространство "Севкабель Порт".
Другие частные галереи не могут сохранять бесплатный вход и зарабатывают на предметах искусства. Так происходит в галерее Anna Nova Gallery, где основной источник дохода — как раз продажа картин.
"Пространство не зарабатывает на продаже входных билетов, доход от них идёт на покрытие продакшена выставки и на зарплату специалистов по работе с посетителями, которые помогают нам на проекте", — рассказала "ДП" PR–специалист галереи Элина Сологуб. В городских конкурсах на предоставление субсидий пространство не участвует.
Вместо ожидания помощи от государства художники стараются активно помогать друг другу самостоятельно. И речь далеко не только о деньгах, которых всем не хватает. К примеру, основательница галереи Анна Баринова стала учредителем Всероссийского конкурса проектов NOVA ART для молодых художников. В рамках инициативы начинающие деятели искусства могут реализовать свои идеи, получить менторскую поддержку профессионального сообщества и другие инструменты для развития. Сама галерея Anna Nova не причастна к конкурсу.