Центробанк навяжет новому виду рассрочки дополнительное регулирование

Автор фото: vostock-photo

Банк России решил вмешаться в работу нового сегмента рассрочки — оплату покупки частями. Новинка появилась год назад и резко набирает популярность.

Как следует из релиза регулятора, предполагаемые изменения в законодательство уже обсудили участники специально созданной рабочей группы. В неё вошли представители банков и компаний, которые предоставляют услуги рассрочки.
Речь идёт о регулировании финансового инструмента, работающего по принципу BNPL (с англ. Buy Now — Pay–Later, покупай сейчас — плати потом). Это не та рассрочка, которую наряду с кредитами давно и активно предлагают магазины, банки и МФО. Она вместе с картами рассрочек остаётся стандартной ссудой с подписанием соответствующего договора и ответственностью обеих сторон, покупателя и кредитора.
Как правило, привычная рассрочка платная (процентный доход оплачивает либо сама торговая площадка, либо покупатель). BNPL же не всегда требует заключения договора. И может быть бесплатным.
Попытку регулирования ЦБ РФ эксперты "ДП" связывают с выходом на рынок BNPL крупнейших маркетплейсов. Первоначально BNPL запустили Совкомбанк (его сервис получил название "Халва частями"), "Тинькофф" ("долями"), Сбербанк ("плати частями").
Также сервис стал появляться у ряда микрофинансовых организаций, например сервис Paystep связан с МКК "Страна экспресс" (и через совладельцев — с РНКО "Платёжный центр", которое выступает оператором и расчётным центром платёжной системы "Золотая корона"), "Мокка" — с МФК "Рево технологии". ГК "Обувь России" (ныне OR GROUP) через МКК "Арифметика" запускала сервис "дели на части". Сама микрокредитная компания исключена из реестра ЦБ РФ весной 2022 года, а до этого ГК столкнулась с невозможностью обслуживания облигационного долга.
У "Яндекса" появился сервис "сплит", а у Ozon — "товары в рассрочку". Последний не проводит операции ни через свой банк, ни через МФО, реализуя обычную рассрочку от продавца.
Эксперты подчёркивают, что BNPL — не заём и не кредит, поэтому процентной ставки по нему нет. Может присутствовать только комиссия за выдачу, которая обозначается в явном виде. Как правило, лимит для покупки товара в рассрочку ограничен и не превышает 100–150 тыс. рублей, то есть новый инструмент придуман самими торговыми площадками для сохранения объёмов продаж.
"У сервиса рассрочки есть большой потенциал, особенно учитывая, что в него уже вошли очень крупные игроки за очень короткое время, — говорит Владимир Сорокин, директор по развитию бизнеса ГК Denum (управляет брендами “МигКредит”, “Папа Финанс”, TezFinance и др.). — По экспертным оценкам, объём рынка в ближайшей перспективе может составить от 2 до 5% потребительского кредитования в России, а это не меньше 200 млрд рублей".
Сейчас BNPL представлен несколькими вариантами, отличающимися сроками и размером "долей". Единственный и пока бесплатный для покупателей у всех игроков — рассрочка на 6 недель, сумма задолженности поделена на равные части и три платежа (25% покупатель оплачивает сразу и каждые 2 недели ещё по 25%). Все расходы несёт продавец, оплачивая комиссию оператору BNPL.
Действующие продукты на 3, 4 или 6 месяцев уже платные для покупателя. При этом при оформлении покупки всегда указывается, что за оформление взимается комиссия (при этом не имеет значения способ её оформления, в приложении банка–кредитора или на площадке маркетплейса). Комиссия выделяется отдельно и в цену товара не включается.

Покупка без защиты

На текущий момент предполагаемые нормы регулирования нового механизмы описаны Центральным банком достаточно подробно. Так, ЦБ РФ предлагает "сблизить законодательство о потребительском кредитовании и законы, регулирующие услуги рассрочки".
Это будет выражено в требовании обязательного информирования потребителя о стоимости услуги (и, как следствие, итоговой цены покупки). Дополнительно покупатель должен получить возможность отказа от взаимодействия с третьими лицами (норма направлена на регулирование процессов взыскания просроченной задолженности). Предлагается ограничить размер пени и штрафов и ввести условие о передаче факта заключения договора рассрочки в бюро кредитных историй (БКИ). Регулятор также предлагает запретить продавцу устанавливать разные ценники в зависимости от способа оплаты.
Сроки внесения изменений в законодательство и состав участников рабочей группы ЦБ традиционно держит в секрете. По аналогии с другими новациями в страховании, которые принимались после обсуждений с избранными участниками рынков, временной лаг нововведений может занять от нескольких месяцев до нескольких лет. Ключевым фактором здесь являются инициаторы поправок — как правило, это лидеры рынков, которые и предлагают изменения с учётом готовности собственной инфраструктуры.
Фактически ЦБ РФ анонсирует ужесточение регулирования торговли, что неизбежно приведёт к удорожанию сервисов — операторам придётся как минимум перенастраивать программное обеспечение и платить за взаимодействие с БКИ. Ряд опрошенных "ДП" экспертов сознались, что первоначально были введены в заблуждение — Банк России "рассрочкой" в релизе назвал тот финансовый инструмент, который сегодня не регламентируется и не регулируется. Человек, пользуясь BNPL, совершает покупку в долг, но не имеет защиты, которая есть у заёмщика банка или МФО, в том числе при необходимости не может реструктурировать задолженность.
Стремление ЦБ РФ взять под контроль так называемое суррогатное кредитование на первый взгляд выглядит как желание расширить своё влияние в том числе и на торговлю. Но эксперты утверждают, что истинная цель — в другом.
"Борьба с высокой закредитованностью населения является для ЦБ РФ одной из приоритетных задач, регулятор придаёт большое значение расчёту показателя долговой нагрузки (ПДН) граждан, — рассуждает Алексей Волков, директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ). — Растянутые во времени платежи могут являться значимым фактором дополнительного обременения заёмщиков. Появление данных о рассрочках в кредитных историях способно существенным образом обогатить базу для более точного расчёта долговой нагрузки".