Брендом буду: более 13 тыс. продуктов с февраля продаются под другими названиями

Набор торговых марок на полках продуктовых магазинах значительно поменялся. Сети усилили позиции СТМ. А некоторые из ушедших с рынка компаний продолжают поставлять товар через третьи страны.

Ассортимент торговых сетей в этом году претерпел значительные изменения. Привычная западная продукция заменяется товарами из других стран, которые продолжают работать с Россией. Торговые сети искусственно расширяют ассортимент за счёт выпуска собственных торговых марок, которые потребители часто даже не идентифицируют как СТМ. Председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев заметил, что с начала года в связи с уходом ряда производителей с полок было выведено порядка 14,5 тыс. торговых наименований и введено более 13,6 тыс. новых. Общее сокращение ассортимента оценивается в 2–2,5%, но процесс замещения активно идёт и к концу года ожидается полное выравнивание показателей.

Чрезмерное употребление вредит

В большей степени изменение ассортиментной матрицы произошло в категории напитков. Аналитик исследовательской компании NTech Варвара Бондаревич отметила, что многие крупные алкогольные компании, такие как Diageo (бренды Guinness, Smirnoff, White Horse, Captain Morgan, Jonnie Walker), Brown–Forman (бренды Jack Daniels, Old Forester, Finlandia), Beam Suntory и Edrington (бренды Jim Beam, Macallan, Courvoisier), заявили о приостановке своей коммерческой деятельности в России. Всего в списке порядка 24 фирм — производителей алкогольной продукции.
"Так, ассортимент крепкого алкоголя упал, по данным из потребительской панели NTech, в среднем на 39% по сетям из топ–7. Порядка 13 компаний — производителей еды и напитков прекратили поставки или приостановили свою деятельность на территории России. Также незначительно, на 7,3%, сократился ассортимент кондитерских изделий, причём в сентябре 2022 года преобладает отечественная продукция с долей 77%", — рассказала она.

Под псевдонимом

В категории продуктов питания и напитков из России ушли такие крупные зарубежные производители, как Valio, Lindt, Lavazza, Paulig, Coca–Cola, PepsiCo, Danone и др. Однако это не означает, что их продукция совсем исчезла с полок. Некоторые производители продали бизнес в стране своему российскому подразделению или стороннему инвестору. Например, Valio стал работать в России под брендом Viola, в торговые сети поступает продукция компании, производство которой давно было локализовано в стране. Coca–Cola перестала производить в стране напитки под своими общеизвестными брендами и теперь выпускает "Добрый Cola". Бренд финской компании Paulig появился на российских полках под названием Poetti.
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети, учредитель отраслевого портала "Продукт медиа" Михаил Лачугин говорит, что иностранные марки в сетях тоже присутствуют и это парадоксальная ситуация, когда компании, которые ушли с российского рынка, продолжают поставки через третьи страны. "Тот же кофе Lavazza присутствует в торговых сетях, хотя весной компания заявила, что покидает российский рынок. Но потом они сами выходили на определённых российских поставщиков и предлагали сотрудничество. И таких примеров много, мы видим чешское, литовское, латвийское пиво на полках магазинов, несмотря на то что эти страны не согласны с действиями России, но продолжают отгружать продукцию. Сейчас иностранную кондитерскую продукцию, пиво, некоторые напитки можно купить в магазинах", — уточняет он.

Сам себе ТМ

Торговые сети также отмечают, что их ассортимент претерпел изменения. Причём замещать ушедшие зарубежные бренды FMCG–компании стали в том числе за счёт расширения портфеля СТМ. Михаил Лачугин уточнил, что новые SKU в очень большом количестве появляются под СТМ торговых сетей, причём ретейлеры, расширяя свой портфель таких товаров, далеко не всегда предпочитают это афишировать. Соответственно, многие новые марки — это завуалированные СТМ.
В пресс–службе сети "Магнит" рассказали, что ассортимент обновился, это связано с изменением логистики и уходом отдельных брендов. "Мы максимально замещаем их российскими товарами, расширяем ассортимент текущих поставщиков. Под собственными брендами в этом году поставили на полки более 650 новинок. В категории косметики ввели более 400 позиций за счёт сотрудничества с отечественными поставщиками. В 2022 году на полках “Магнита” появилось 10 новых поставщиков из Петербурга и Ленобласти, до конца года появится продукция ещё трёх производителей", — рассказали в компании.
В пресс–службе ретейлера METRO отметили, что от нехватки импортной продукции сильнее всего в начале года пострадал ассортимент в таких категориях, как напитки — и алкогольные, и безалкогольные, — кондитерские изделия, рыба и морепродукты, бакалея. Однако он быстро компенсировался за счёт локальной продукции, и компания всё чаще ищет замены у российских производителей. В некоторых категориях клиенты переключаются на продукцию СТМ. Например, это касается капсул для кофемашин — с уходом известных брендов клиенты, в том числе и профессиональные, стали чаще покупать продукцию METRO под маркой Rioba.
"ВкусВилл" изначально был в тренде импортозамещения, так как больше 85% продуктов сети производится в России. "Поскольку большинство наших продуктов отечественные, мы не столкнулись с глобальными изменениями ассортимента. С начала года к команде поставщиков “ВкусВилла” присоединилось более 259 отечественных производителей и 55 поставщиков из других стран", — заметили в пресс–службе ретейлера. В сети также добавили, что с начала 2022 года запущены продажи более 2,7 тыс. новых товаров, в том числе под СТМ "ВкусВилл".

Родина богата газом

Игорь Караваев замечает, что активный рост присутствия российских брендов наблюдается в категориях бытовой химии, косметики и средств по уходу, кондитерских изделий и сладких газированных напитков. В частности, доля отечественных средств для стирки выросла в этом году вдвое, как минимум до 40% от всей категории, а в категории газированных напитков приближается к 90%. Но колебаний спроса в связи с обновлением ассортимента не наблюдается. Есть общая тенденция к оживлению спроса в онлайн–каналах омниканальных ретейлеров, дискаунтерах и магазинах у дома, а также рост интереса потребителей к собственным торговым маркам розничных сетей.
"Сегмент СТМ вырос с начала года более чем вдвое, и в среднем доля собственных марок в продажах торговых сетей достигает 16 –20%. Сегодня сложились благоприятные возможности для новых отечественных брендов. К примеру, только в категории газированных напитков на рынок вышло более 100 новых позиций в этом году. Важно отметить, что отечественные производители могут получить маркетинговую поддержку от государства — правительство выделило субсидии на рекламу российских брендов на федеральных телеканалах на сумму 500 млн рублей", — заключает Караваев.
Компании ретейл–сектора действительно испытывали дефицит сразу после ухода ряда западных FMCG–брендов. В данный момент ситуация стала лучше, но адаптация продолжается. Одним из ярких примеров является замена линейки Coca–Cola на линейку от отечественного бренда "Добрый". Но далеко не во всех категориях произошла такая "плавная" замена, где–то сети активно искали именно новых поставщиков и новые бренды. В категориях с наибольшей долей международных FMCG–производителей: бытовая химия, напитки, снеки, кофе и другие — ситуация привела к снижению продаж по ряду товарных позиций, в которых низкий и средний ценовые сегменты исчезли с полок, а альтернативы появились не сразу. Новые SKU появились, насколько много — зависит от каждой торговой сети (от доли западных брендов в этой сети), в ряде категорий ротация достигла 20%. В торговых сетях существенная часть новых брендов — отечественные, на маркетплейсах появляются и иностранные (из дружественных стран), но всё же основная доля — это российские торговые марки. Сети столкнулись с тем, что скорость ввода товаров, которая обычно составляет до одного месяца, не отвечала реалиям рынка, когда замены было необходимо делать в считаные дни. Этот факт повлиял на перестраивание такого процесса для его ускорения.
Александр Ермишин
руководитель практики по работе с ретейлом компании "Рексофт Консалтинг"
Изменения ассортимента заметны во многих категориях, особенно в напитках. У напитков, которые стали выпускать под новыми брендами, вместо Coca–Cola и Fanta, изменена рецептура, поскольку это было условием для осуществления продаж в России. В категориях молочной продукции существенных изменений не произошло. Пока нет информации по условиям передачи бизнеса Danone, а также ещё некоторым брендам. Спрос на молочные продукты в целом сейчас снизился на 4%, в частности на йогурты — на 15%, что связано с миграционными процессами, начавшимися в феврале. На рынке мороженого произошли замены отдельных брендов, однако невооружённым глазом это пока незаметно. Если производители кондитерской продукции остаются на российском рынке, то часто предпочитают заменять некоторые ингредиенты и упаковочные решения. Для российского рынка FMCG–товаров наиболее неприятной стала новость об уходе немецкого концерна Henkel, причём не только как бренда, но и как поставщика сырья, которое было востребовано российскими производителями порошков и шампуней. Подобные процессы в зарубежных компаниях продолжаются: часть из них уже передали бизнес своим дистрибьюторам, часть приняли решение перед уходом с российского рынка самостоятельно реализовать остатки продукции, часть ещё не заявили о своих намерениях.
Марина Петрова
генеральный директор Petrova 5 Consulting
Сегодня не создаётся впечатления, что у торговых сетей есть проблемы с наличием той или иной продукции, хотя в некоторых категориях ассортимент сократился. Потребление также снизилось в отдельных случаях из–за роста цен. У ретейлеров верхнего ценового сегмента ассортимент сократился сильнее, у них доля импорта была высокой. Но в массовом сегменте, где свыше 90% поставок продукции были от российского производителя, такого сокращения не заметно.
Игорь Березин
президент Гильдии маркетологов
Очевидный тренд на сегодня — появление большого количества СТМ в сетях, которые создают их взамен ушедших брендов. В некоторых категориях товаров произошло смещение спроса. Более заметная смена брендов произошла в люксовых товарах и fashion–сегменте. Компании начали менять названия путём сокращения до нескольких букв, эта суета была вызвана тем, что российские партнёры заграничных брендов пытаются загнать себя в рамки и плохо адаптируются к сложившейся ситуации. Бизнесу в России важно подстраиваться под актуальный сценарий потребления, продавать более качественный и долговечный товар.
Максим Фёдоров
сооснователь и директор клиентского сервиса агентства Endy