Товары бывших поставщиков IKEA удерживают ажиотажный спрос на маркетплейсах

Автор фото: Сергей Ермохин
IKEA предлагала покупателям не просто товары, а единый стиль. Разрозненные поставщики вряд ли смогут с этим справиться, даже сохранив шаблоны.

Бывшие поставщики товаров для IKEA переключились на российские маркетплейсы. Ажиотажный спрос держится второй месяц.

По статистике "Яндекс.Маркета", за сентябрь количество покупателей в разделе "Товары IKEA и аналоги" выросло в 2 раза по сравнению с августом, когда он только появился на маркетплейсе.
"На старте продаж мы увидели рекордный спрос на постельное бельё “как у IKEA”. Тогда простыни на резинке и наволочки Arua от поставщика шведской сети стали самым популярным товаром для дома по количеству заказов. Весь ассортимент был распродан за 48 часов. Следующая поставка такого постельного белья была уже в 5 раз больше первой", — рассказали "ДП" в пресс–службе "Яндекс.Маркета".
По словам представителей маркетплейса, тенденция и не думает угасать. Появление любого нового ассортимента (мебель или, например, стеклянная посуда) сопровождается ажиотажно высоким спросом. Среди поставщиков из Петербурга, ранее сотрудничавших с IKEA, на "Маркете" также присутствуют Salotti и "НЕВА ТАФТ".
Wildberries также подхватил бывших партнёров шведской компании. "В основном это представители малого бизнеса, индивидуальные предприниматели. Видим, что производители мебели и предметов интерьера всё активнее запускают продажи на интернет–площадках, это даёт им возможность быстро выйти на широкую аудиторию", — рассказали в пресс–службе маркетплейса. Наибольшим спросом на Wildberries пользуются постельные принадлежности и домашний текстиль.
В Ozon, в свою очередь, говорят, что один из бывших поставщиков постельного белья IKEA стал теперь выпускать его под собственной торговой маркой Ozon. "Этим летом мы запустили отдельный раздел на сайте, на котором представлены оригинальные товары из IKEA от разных продавцов, такие как стулья “Ингольф”, кресла “Поэнг”, стеллажи “Каллакс”, и другие популярные позиции. Большое количество аналогичной мебели из подборки продаётся напрямую от производителей и поставщиков IKEA", — сообщили в компании.
При этом существует и другая схема продаж икеевских товаров на российских площадках — поставки из–за границы. "На маркетплейсе есть в продаже самостоятельно импортированный ассортимент, а также зарубежные товары, привезённые партнёрами. Магазины сами устанавливают цены на них. В ряде случаев “Маркет” выступает таким продавцом. На формирование цены могут влиять такие факторы, как размер партии товара, а также дополнительные затраты продавцов на логистику", — поделились в "Яндекс.Маркете".
Тем временем собственные фабрики IKEA пока всё ещё ожидают возможной смены владельца. Среди потенциальных покупателей, которые присматриваются к производству, различные источники называют АФК "Система" и Kronospan. Фабрика шведского бренда в Ленобласти в городе Тихвине с 1 сентября возобновила работу в рамках предпродажной подготовки предприятия.
Бизнес–идея IKEA во многом построена на том, чтобы максимально сокращать издержки на производство товаров, которые затем продаются в магазинах. Поэтому во всём мире компания использует один и тот же принцип: максимально сотрудничать с локальными производителями, предоставляя им нужные образцы изделий, требования по ним, чертежи и т. д., чтобы товары, которые продаются в разных странах, отличались между собой минимально. Этот же принцип использовался в России. Причём поставки в магазины в зависимости от их расположения могли делаться от разных российских поставщиков, многие из которых являются совсем небольшими производствами.
"Например, текстиль и постельное бельё в IKEA — это производство ивановских фабрик и петербургской компании “Шуйские ситцы”, полки из необработанной доски — изделия фабрик Нижегородской области, мебель для кухни — это часто был “Ангстрем” (не вся линейка), сантехника — также российская и т. д. Много товаров из Турции, Тайваня, Китая. А вот найти в российских магазинах изделия производства ЕС было сложно (разве что в отделе посуды)", — поясняет Иван Самойленко, управляющий партнёр коммуникационного агентства B&C Agency.
Сказать, сколько именно могли потерять отечественные компании малого и среднего бизнеса из–за ухода IKEA, сложно. Контракты с поставщиками — часть коммерческой тайны шведской компании.
После ухода объединяющего бренда цены на товары от тех же производителей взлетели. Причём иногда в несколько раз на фоне ажиотажного спроса. Сейчас они снизились, но всё равно выше старых, "икеевских" в среднем на 50–200%. Самойленко считает, что причина — в снижении оборотов производства. Раньше заказчиком выступала крупная сеть магазинов, сейчас же затраты на создание товара остались те же, а продажи намного ниже.