Поддержка в сети: как онлайн-платформы помогают развитию малого и среднего бизнеса

Автор фото: Freepik

В последние годы онлайн-платформы переживают бурный рост: потребители стали массово переходить в онлайн-каналы, а для предпринимателей они стали одним из ключевых элементов сохранения эффективности и устойчивости бизнеса.

Малый и средний бизнес нашёл для себя очевидную точку опоры в e-commerce. В одном из недавних исследований компаний сегмента МСП 8 из 10 участников опроса отметили, что несмотря на постпандемийное восстановление потребительской активности в офлайн-каналах, значительную часть дохода и клиентского трафика продолжают формировать онлайн-продажи.
Однако и здесь необходимо бороться за результат. Электронные площадки, отвечая потребностям предпринимателей, дополнительно разрабатывают программы поддержки, целью которых является повышение эффективности и устойчивости бизнеса. Какие инструменты сегодня позволяют продавать более эффективно на рынке онлайн-торговли, разберёмся в нашем материале.

Динамика развития e-com

По данным INFOline, только за первое полугодие 2022 года сегмент непродовольственных товаров продемонстрировал рост интернет-продаж в России почти на 52%, в то время как в 2021-м году объем онлайн-торговли вырос на 45,4%. Аналитики агентства считают, что общий объём рынка e-com к концу 2022-го увеличится на 40% в годовом выражении. Рост в 2023-м, по прогнозу экспертов, составит 35%.
Автор: Freepik
Цифры Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) чуть скромнее — но тоже говорят о перспективах сегмента. По данным организации, за восемь месяцев 2022-го рост объёма e-com составил 39% год к году (за первые полгода показатель был 43%). При этом прогноз АКИТ на конец года почти не отличается от ожиданий аналитиков INFOnline. Что касается доли интернет-торговли в общем объёме продаж, в 2022-м она предположительно составит от 10% до 11,2%. А основным каналом реализации, на который приходится почти 47% продаж, — являются мультикатегорийные электронные площадки, работающие в формате b2c. И доля этих игроков продолжает расти.
Факторов, определяющих успех онлайн-торговли несколько. С начала пандемии привычка на поиск и приобретение необходимых товаров в сети не просто закрепилась, она продолжает усиливать позиции. Потребители оценили удобство: можно экономить время, есть возможность сравнить и выбрать подходящее по стоимости предложение и заказать на дом с доставкой в удобное время.
Продажи на онлайн-платформах продолжают расти: потребители приходят на площадку, чтобы найти подходящее предложение в нужной ценовой категории. Развитие сервисов доставки значительно расширяет возможности для поиска и покупки товаров. Для малого и среднего предпринимательства это означает дополнительные возможности для роста и развития бизнеса в масштабах страны. Авито сегодня привлекает аудиторию в более чем 80 миллионов человек по всей России. И наша задача как крупнейшей онлайн-платформы для коммерции в стране поддержать продавцов, сохранив спрос и предоставив дополнительные инструменты для устойчивого продолжения бизнеса. Мы также поддерживаем покупателей, сохраняя доступ к товарам самых разных ценовых категорий.
Виктор Соковнин
руководитель направления по работе с малым и средним бизнесом Авито
Малому и среднему бизнесу электронные площадки обеспечивают устойчивый рост. И не просто обещают, а подтверждают цифрами и квартальными отчётами. Кроме того, здесь гарантирован доступ к обширной аудитории на всей территории страны.

Потребительская активность

Согласно данным Mediascope, представленным в сентябре 2022 года, обороты отечественной интернет-торговли после спада весной постепенно возвращается — и во многом благодаря росту аудитории онлайн-платформ. Так, среднесуточный охват в августе составил на Авито 17,3 млн человек. Площадка по этому показателю стала лидером, опередив Wildberries и Ozon.
Автор: Freepik
Кроме того, аналитики подсчитали, что в топ-5 самых популярных у российских пользователей категорий интернет-ресурсов вошли и популярные онлайн-платформы для торговли. 3% своего времени, проводимого в сети, потребители проводят на ресурсах интернет-магазинов и сайтах объявлений.
О том же говорит и статистика Авито. Потребительская активность на платформе остаётся стабильной или возвращается к росту. Снижения спроса в товарных категориях не происходит, а в ряде — и вовсе отмечен рост интереса со стороны покупателей. Так, например, стабилизация и рост спроса характерны в таких сегментах, как спортивные товары, мода, хобби, красота и здоровье, товары для животных, а также автозапчасти. В частности, в категории мода в последнюю неделю осени приток покупателей вернулся к росту, увеличившись практически на 8% относительно середины сентября. Это всё точки притяжения потребительского интереса — а значит, возможности для формирования предложения со стороны бизнеса.
В октябре показатели продолжили улучшаться: только по товарным категориям приток покупателей на платформу вырос за неделю на 1,3 млн человек. И это трафик именно тех, кто нацелен на приобретения. Если в соцсети пользователи приходят с разными целями, то на онлайн-платформы — с одной. И именно той, которая интересна бизнесу. Собственно, с активным присутствием готовых покупателей на онлайн-платформах эксперты связывают растущий интерес предпринимателей к электронным площадкам. По статистике Авито, количество представителей МСП только в товарных категориях выросло на 43% год к году.

Предпочтения бизнеса

Результаты опроса Фонда общественного мнения показали, что всего лишь за апрель-май 2022 года доля предпринимателей, внедривших онлайн-продажи, увеличилась с 23% до 27%. Согласно исследованию Российской ассоциации электронной коммуникации (РАЭК), ключевыми критериями перехода в цифровой формат для предпринимателей являются: наличие спроса на онлайн-площадках, удобство в использовании сервиса и стоимость продвижения. По этим же критериям, следует из данных опроса, малые и средние компании чаще всего выбирают Авито (так ответили 62% респондентов). Ещё треть предпочитают работать на Яндекс.Маркете, при этом Ozon и Wildberries выбрали всего 4% и 1% опрошенных соответственно.
Автор: Freepik
У каждой из площадок своя стратегия взаимодействия с продавцами. Так, например, в начале года в Авито разработали систему антикризисных мер поддержки для предпринимателей — инструментарий в течение года расширялся и дорабатывался. И главное — закрывал основные потребности бизнеса как "в моменте", так и в качестве системного решения.

Меры поддержки для бизнеса

В 2022 году на Авито активно развивалась доставка. Уже сейчас платформа предлагает отправку и получение заказов практическим всеми ключевыми логистическими операторами, а также расширяет сеть постаматов и количество собственных пунктов выдачи заказов по всей стране.
Дальнейшие планы связаны с увеличением покрытия и поддержкой доставки крупногабаритных товаров. В частности, компания заявила о планах инвестировать 3,5 млрд рублей в развитие каналов доставки.
В сентябре платформа ввела новую модель оплаты за просмотры потенциальными покупателями. В результате предпринимателям не нужно оплачивать размещение объявлений — бесплатно можно показать весь ассортимент, что важно, если у компании несколько тысяч позиций в продаже. Оплата предусмотрена только за уникальные просмотры, то есть, если покупатель несколько раз "зашёл" на одно объявление, оплачивается только один просмотр. За просмотры ботов плата не берётся.
Новый тариф решает множество задач продавца, среди которых невозможность показать всё богатство ассортимента и нецелевые заявки занимают одни из первых мест. Теперь за счёт большего количества объявлений с разными наименованиями в поисковой выдаче можно повысить охват аудитории — и найти именно своего покупателя. Повышает конверсию продаж и своевременное обновление ассортимента: добавление новые товаров и снятие с публикации проданных позиций. Если продукт 100% есть в наличии — то это максимально целевые заявки. Кроме того, есть возможность доработать сам контент (в части фото и описания) и стратегию.

Онлайн для решения бизнес-задач

Помимо того, что за время пандемии в онлайне стало больше покупателей из-за недоступности части товаров офлайн, а также из соображений безопасности — а впоследствии и выявленного удобства. Именно для того, чтобы онлайн-продажи помогли обеспечить бизнесу определённый уровень устойчивости, если не стабильности. Поэтому сегодня дистанционная торговля предлагает предпринимателям всё больше возможностей для развития.
Онлайн-платформы являются решением в ситуации, когда на организацию продаж в интернете не хватает собственных ресурсов. И даже если продукт или товар относится к "сложным" — и казалось бы, его трудно реализовать через интернет-площадку. А кроме того, это простой путь для предпринимателя начать продажи в новых для себя товарных категориях.
Но главное — это путь к значительному расширению аудитории. В АКИТ говорят, что в последние годы доля интернет-продаж существенно прибавила благодаря развитию логистической инфраструктуры. Ещё несколько лет назад порядка 70% оборота e-commerce приходилось на крупные города Центральной части России, а сегодня развитие онлайн-торговли обеспечивается региональной экспансией. По итогам первого полугодия 2022 года регионы заняли до 60% объема онлайн-продаж. Такова статистика по количеству и объёму заказов в денежном эквиваленте. Соответственно, предложение, ориентированное на регионы, будет весьма перспективным. Ведь иностранные бренды ушли и оттуда — а вот новых игроков на замену там появилось в разы меньше, чем в двух столицах.
И это также отражает один из основных мотивов покупателя онлайн сегодня: сохранить привычный образ жизни. А электронные площадки ему в этом помогают, параллельно предоставляя бизнесу возможность развиваться.