Градозащиту оставили в новой версии закона о зонах охраны в Петербурге

Автор фото: Сергей Ермохин
Пока сносить исторические здания планируют только ради вокзала и моста.

Смольный опубликовал проект новой редакции закона о зонах охраны. Защита исторических зданий в нём осталась.

Власти давно готовили корректировку закона "О границах объединённых зон охраны". В той редакции, которая выносилась на общественное обсуждение, один из главных его принципов — запрет на снос исторических зданий — сохранялся, но вслух чиновники не стесняясь говорили, что это — отжившая мера. Отношение к центру теперь настолько аккуратное, что такой формализм не нужен, уверяли они.
Однако в обнародованной версии корректировок исторические здания остались. Можно предположить, что последние конфликты с градозащитниками, на сторону которых встал Следком, охладили реформаторский пыл Смольного. Тем более после впечатляющего конфуза с реновацией. Впрочем, известно, что будет ещё одна, более глобальная корректировка, в которой этот вопрос, вероятно, всё–таки поднимут.
Сейчас основные изменения связаны с двумя локальными проектами. Как сказано в пояснительной записке, одна из задач — "отображение решений Совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга 2021 года". На том совете рассматривалось строительство нового моста через Неву (Большого Смоленского) и терминала скоростной железной дороги в Москву в увязке с законом о зонах охраны. То есть корректировка делается в том числе под эти грандиозные проекты.
В той же пояснительной записке утверждается, что "социально–экономических последствий реализация проекта не повлечёт". Юрист Павел Шапчиц в комментарии "ДП" отмечает, что формально закон не касается непосредственно финансирования строительства этих объектов, но социально–экономические последствия не сводятся к бюджетным расходам. "Уничтожение части исторического центра снижает его туристическую привлекательность и, следовательно, влечёт долгосрочные социально–экономические последствия", — рассуждает эксперт.
"Написать, что ключевой городской закон не имеет социально–экономических последствий, — это расписаться в бесполезности своей деятельности. Значит, нормативное регулирование ни на что реально не влияет", — думает эксперт.
В свою очередь, в КГИОП, комментируя "ДП" изменения в законе, обратили внимание на локальность и системность правок.
"Конкретизация общих требований — один из основных принципов закона № 820–7 и не является прецедентом. Вносимые изменения не предполагают отмену запрета на снос исторических зданий, а устанавливают локальные режимы для конкретных территорий", — сказали в комитете. Там добавили, что с момента принятия первой редакции закона в 2009 году он 3 раза подвергался корректировке "с целью достижения сбалансированной системы, позволяющей, с одной стороны, обеспечить развитие городской инфраструктуры, с другой — сохранить историческую среду".
Отметим, что антикоррупционная экспертиза — один из последних этапов утверждения закона о зонах охраны. По сравнению с представленной в феврале на общественные слушания версией в него были внесены некоторые правки. В частности, скорректирован список зданий, которые разрешается сносить без восстановления, на Ржевке. Дом на Ковалёвской ул., 15, из этого списка исключён, а взамен появился дом на Рябовском шоссе, 79. Исправлен ряд ошибок и разночтений: раньше некоторые участки упоминались дважды (и по кадастровому номеру, и по адресу) и для них были установлены разные ограничения.
Градозащитники настаивали на более существенных изменениях — сохранении зданий, которые могут быть реконструированы или снесены в рамках строительства моста и ВСЖМ. По вокзалу компромисс отчасти был достигнут, по мосту же в целом стороны остались на прежних позициях.