Уголовно–строительный кодекс: активность СК вышла за границы исторического центра

Автор фото: "ДП"

Руководство Следственного комитета продолжает пристально наблюдать за строительной сферой Петербурга. И интересуется уже не только разрушением исторических зданий в центре.

Следственный комитет в начале недели вновь попал в новости строительного рынка. Председатель СК России Александр Бастрыкин поручил возбудить уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 246 УК РФ (нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ). Ведомство сообщило: "По версии следствия, неустановленные лица не позднее 27 июня 2022 года на земельном участке, расположенном в г. Сестрорецк, производили земляные работы, связанные с вырубкой зелёных насаждений, выемкой песка и грунта с изменением естественного (природного) рельефа территории, тем самым нарушили правила охраны окружающей среды при строительстве жилого дома".
Ранее сообщалось, что на участке, где запрещено менять рельеф, был вырыт котлован глубиной не менее 3 м и срублены сосны. Речь идёт примерно о 50 сотках на Советском проспекте в Сестрорецке, когда–то принадлежавших детскому саду, а сейчас — владельцу строительной компании КВС Сергею Ярошенко. Местные активисты, которые и привлекли внимание СК к этой стройке, рассчитывают, что вмешательство следователей спасёт участок в районе пляжа "Белая гора".

Четверо первых

Кейс в Сестрорецке — первый для СК в пригороде Петербурга. Градозащитная кампания главы СК стартовала в конце мая этого года, когда Александр Бастрыкин вдруг заинтересовался сносом четырёх зданий в историческом центре. Поводом для реакции стало письмо одного городского и 54 муниципальных депутатов. "В Петербурге наметилась преступная тенденция сноса под предлогом “советскости” или аварийности исторических зданий XIX — начала XX века, которым региональный закон №820–7 “О границах объединённых зон охраны объектов культурного наследия…” гарантирует защиту", — гласил текст обращения в СК.
Под надзор попали манеж лейб–гвардии Финляндского полка на Васильевском острове (застройщик — Legenda), бани Екимовой на Петроградской стороне (группа ПИК), здания Васильевского винного городка на Уральской улице ("Максидом") и дом Лапина на Рижском проспекте, 26А (Setl Group).
Было возбуждено уголовное дело. В превышении должностных полномочий подозревают неустановленных сотрудников комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). По версии следствия, чиновники незаконно меняли год постройки зданий на период позже 1917 года, что позволяло выводить их из–под охраны.
От всех компаний, на объекты которых обратил внимание Александр Бастрыкин, потребовали предоставить документы, а также вызывали девелоперов пообщаться. Как неофициально рассказывали топ–менеджеры, "беседы" шли по 6–8 часов. Впрочем, вся эта активность закончилась ничем. "От нас пока не отстали. Приходят иногда, просят бумаги разные. Но не более того" — так описывает нынешнюю ситуацию руководитель одной из компаний.
В июле Александр Бастрыкин поручил незамедлительно возбудить уголовное дело по факту сноса дома Шагина на набережной Фонтанки. Распоряжение было дано после того, как градозащитники пожаловались на непрекращающиеся демонтажные работы и появление трещин на соседних домах.
Следующий пик комитетской активности пришёлся на август. На этот раз в центре внимания главы ведомства оказался кинотеатр "Слава". Защитить здание бывшего кинотеатра попросила местная жительница, обратившаяся к главе СК от лица детей войны. Главному следственному управлению СК России поручили проверить доводы жителей Петербурга, утверждающих, что здание имеет культурно–историческую ценность. Хотя это вряд ли, ведь торгово–развлекательный комплекс "Слава" на углу Бухарестской улицы и проспекта Славы в Купчино был построен в конце 1960–х годов. После перестройки в нём работало казино.
В сентябре глава СК остановил работы на Большой Морской улице, 51, лит. А, где проходил снос флигелей особняка Салтыковой, поручил проверить законность застройки у Пулковской обсерватории. В конце сентября Александр Бастрыкин поручил организовать проверку в целом микрорайоне — по просьбе жителей Нарвской Заставы, обеспокоенных планами по реновации территории.

Список большой

По словам градозащитников, у СК есть материалы по многим десяткам объектов. Это если не все, то многие из построек, которые находятся в поле зрения активистов и вызывают у них вопросы. Точно сказать сложно, поскольку разные градозащитные группы взаимодействуют со следствием независимо друг от друга. При этом лишь некоторые из этих зданий глава ведомства посетил лично. По части выпускались заявления СК, по другим объектам материалы запрашивали следователи. Среди примеров таких зданий — НИИ бумаги у пл. Мужества. Скорее всего, был назван и адрес "Ленэкспо", где было снесено советское здание с башенкой.
Общественники отмечают, что по некоторым объектам доказать должностные злоупотребления не так просто. Среди противоположных примеров, где будто бы всё на виду, — бывший манеж Финляндского полка на Васильевском острове, где произошло изменение года постройки. Среди объектов, которые могут заинтересовать СК и прежде с ним не обсуждались, называют дореволюционную беседку на Каменном острове, которой не посчастливилось оказаться на частной территории, и здание на Перевозной набережной.
Оно интересно как прецедент: по нему есть письмо из Росреестра, что именно КГИОП настоял на изменении даты постройки с дореволюционной на советскую. Прежде в комитете отмечали, что ориентируются на те даты, что указаны в Росреестре. Наконец, градозащитники могут поддержать интерес СК к так называемому закону о реновации, так как он затрагивает очень многих горожан.

Центр–стоп

Застройщики, естественно, не в восторге от происходящего. "Можно много говорить про плохих девелоперов, которые разрушают исторические здания, но если запретить любую работу в центре, то дома разрушатся сами. Денег в бюджете на реконструкцию нет и не будет. За чей счёт тогда её проводить? За счёт “Газпрома”, как предлагали некоторые? Но и у него денег не хватит", — говорит Андрей Тетыш, председатель совета директоров АРИН.
Уже сейчас большинство застройщиков не жаждут реализовывать проекты в историческом центре. "Во–первых, это достаточно дорого. Любые шаги надо согласовывать с КГИОП, в центре хуже обстоят дела с инженерными сетями, зелёными насаждениями. А сейчас, когда градозащитники получили силовую поддержку, никто из разумных бизнесменов в исторический центр не пойдёт", — сокрушается топ–менеджер одной из строительных компаний.
Петербург обладает таким количеством памятников, которого нет ни в одном городе России. Это, как и высокая активность петербуржцев в области градозащиты, во многом и объясняет большое количество споров и дискуссий вокруг сохранения объектов культурного наследия. Ситуация усугубляется тем, что в Петербурге, к сожалению, до сих пор не организован и не выстроен диалог на эту тему между городскими властями и населением. Каждая история — повод для нового конфликта, развивающегося по своему сценарию, не всегда с хорошим финалом непосредственно для памятника. Ценность обсуждаемого объекта далеко не всегда пропорциональна уровню поднятого вокруг него информационного шума. Важно привлекать внимание к объектам, которые действительно его заслуживают, и не устраивать споры ради споров. Например, весной сгорела подлинная деревянная дача Максимова между Петергофом и Ломоносовым, что в целом прошло незамеченным, хотя это был федеральный памятник с сохранившимися интерьерами. Наличие таких споров я не считаю негативным фактором для рынка — в спорах должна рождаться истина. То, что это требует дополнительного времени, не является критичным. Сфера охраны памятников консервативна, здесь во главу угла нужно ставить внимательность и скрупулёзность.
Антон Иванов
председатель СПб отделения ВООПИиК
Активная деятельность Следственного комитета не лучшим образом влияет на процесс сохранения исторического центра. При достаточно понятных и отработанных процедурах реализации проектов, связанных с памятниками, в Петербурге и так достаточно высоки риски в виде недовольной общественности, которая может срывать выход на стройплощадку как физически, так и юридически. Вспомним хотя бы Конюшенное ведомство, реставрацию которого не допустили градозащитники. Теперь, когда в цепочку "инвестор — КГИОП — активисты" добавляется Следственный комитет, риски для инвесторов увеличиваются хотя бы из–за того, что сроки исковой давности по уголовным делам превышают сроки исковой давности по гражданскому судопроизводству. Всё это, безусловно, влияет на интерес девелоперов к работе в историческом центре Петербурга как по памятникам, так и по историческим зданиям. Это касается и добросовестных компаний с опытом реализации сложных проектов с объектами культурного наследия и авторитетом, признаваемых даже самыми активными градозащитниками. Новые и слабо прогнозируемые последствия, обременённые ещё и тайной следствия, не решат проблему сохранения объектов культурного наследия Петербурга и только усугубят плачевное состояние исторического центра одного из красивейших городов мира.
Елена Бодрова
исполнительный директор Российской гильдии управляющих и девелоперов
Мы всё время такие объекты стараемся не забывать и ему (Александру Бастрыкину. — Ред.) отправлять. Многие градозащитники вызывались на дачу показаний в Следственный комитет. Мы над этим довольно давно работаем, чтобы у следователей была наиболее полная выборка. Может показаться, что Бастрыкин занимается произвольными адресами. Нет. СК был нацелен на системную работу. И по большинству проблемных объектов следователи так или иначе осведомлены и ведут работу. И материалы в деле есть. Какими из них занимаются вовсю — это тайна следствия. По идее они должны заниматься теми объектами, по которым прослеживается наиболее явный состав преступления.
Дмитрий Литвинов
координатор "Живого города"
В рамках проверок (Следственного комитета. — Ред.) вся запрашиваемая информация и документы были предоставлены. На планах реализации проекта (жилой комплекс "Большой, 67", который возводится на месте снесённого Манежа лейб–гвардии Финляндского полка. — Ред.) это не отразилось.
пресс–служба компании
Legenda