Лучше без пива: "Честный знак" расстроил рестораторов в Петербурге

Автор фото: Ермохин Сергей

Петербургский общепит опасается роста издержек, связанных с развитием системы "Честный знак". Некоторые компании даже задумались об отказе от продажи пива или бутилированной воды. Представители оператора системы на встрече с участниками рынка обещали учесть пожелания бизнеса.

Объединение RestoGR провело встречу петербургских рестораторов с представителями Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). Центр выступает оператором национальной системы цифровой маркировки и прослеживания товаров "Честный знак". Система вводится в стране с 2019 года, постепенно распространяясь на разные виды товаров. Сейчас она касается 14 товарных категорий. В конечном счёте "Честный знак" должен появиться на всех видах продукции. Производители маркируют товары специальными цифровыми кодами, которые считываются и передаются в систему на каждом этапе товарной цепочки. По замыслу создателей системы, это должно помочь бороться с контрафактом и некачественной продукцией.
"Например, в молочке до введения маркировки как минимум 10% всей продукции было фальсифицировано с точки зрения растительных жиров, 55% — с точки зрения антибиотиков и т. д. Как только маркировка была введена, прошло 6–9 месяцев, всё это сошло на нет. Это фиксируется Роскачеством, это фиксируется Роспотребнадзором", — привёл пример заместитель председателя Общественного совета при Роспотребнадзоре Олег Павлов.
В ближайший год для общепита одним из актуальных вопросов станет работа с маркировкой пива. С 1 апреля 2023 года будет введена маркировка пива в кегах, с 1 октября — в пластиковой и стеклянной упаковках, а с 15 января — и в алюминиевых банках. Представители ЦРПТ уверяют, что нагрузка на заведения общепита не вырастет — для считывания марок и передачи данных разработаны бесплатные мобильные приложения, которые будут работать на обычных смартфонах.
Однако бизнес не разделяет этого оптимизма. Во-первых, он опасается роста цен. "Марка стоит 50 копеек без НДС, фактически 60. Но она передаётся производителю в виде цифрового кода. Дальше её нужно где-то напечатать, а это достаточно дорого сейчас", — рассказал совладелец кафе "Чердак" и "Крымские чебуреки", партнёр пивного дистрибьютора "Бирибо" Кирилл Журавлёв.
Во-вторых, рестораторы ожидают роста собственных издержек. Руководитель логистического центра ГК "Теремок" Евгений Фоломеев привёл пример: партию пива привозят в палетах, обычно это 54 кеги за раз. Сейчас сотрудник распределительного центра тратит на их приёмку 2–3 минуты. Через полгода ему придётся сканировать марки на каждой кеге, что значительно увеличит трудозатраты. В частности, из-за этого в "Теремке" даже думают об отказе от пива в своём ассортименте, отметил Евгений Фоломеев.
"Условно говоря, у нас не то что каждый человек на счету — каждая минута каждого человека в каждом ресторане на отдельном учёте сейчас", — пояснил глава RestoGR Александр Ружинский.
"Кто должен контролировать "Честный знак"? — спросил Кирилл Журавлёв. — Я вижу это только одним образом — какие-то участковые милиционеры или кто-то ещё будут приходить к нам в бары, залезать под стойки".
"С введением маркировки те компании, которые её вводят, должны максимально освобождаться от контроля... В конечном итоге это приведёт если не к полному, то к максимальному отказу от контрольных мероприятий в классическом понимании, к замещению их цифровым контролем", — ответил Олег Павлов.
"Опыт по введению обязательной маркировки молочной продукции в 2021 году показывает, что вклад данного фактора составил не более 1% в рост себестоимости продукции", — заявила руководитель товарной группы пива и слабоалкогольных напитков ЦРПТ Яна Низамиди.
Между тем у рестораторов есть вопросы, касающиеся не только пива. С 1 марта 2023 года они должны будут сканировать на кассе бутилированную воду. Евгений Фоломеев подсчитал, что "Теремку" придётся потратить на дополнительное оборудование 4 млн рублей.
Участники рынка предложили исключить их из цепочки прослеживания товаров как конечных потребителей. "Если вы контролируете поставщиков и ретейл — нам просто негде брать контрафактные товары", — заявил управляющий партнёр MKS Management Company Максим Кораблёв-Дайсон. "Есть чёрные производители, они являются поставщиками общепита. И если мы им канал сбыта не перекроем, то не будет решён вопрос", — ответил на это Олег Павлов.
Представители ЦРПТ пригласили петербургских предпринимателей к обсуждению темы развития системы "Честный знак" и пообещали учесть пожелания бизнеса.