Видимая рука рынков: маркетплейсы выберут экономию вместо активного роста

Автор фото: ru.freepik.com / @ijeab

Петербургский малый бизнес преодолел последствия коронавирусного кризиса за счёт продвижения на маркетплейсах. Но развитие интернет–площадок, скорее всего, замедлится — инвесторы опасаются рисковать в нынешней ситуации.

Основным драйвером роста российского малого и среднего предпринимательства (МСП) в 2021 году оказались маркетплейсы — они обеспечили около трети выручки. Об этом рассказали в исследовательском центре компании ДРТ (ранее входила в международную сеть Deloitte). При этом 25% опрошенных предпринимателей отметили рост выручки более чем на 50%. Маркетплейсы помогли решить ключевую проблему — доступа к потребителю. Хотя сейчас подведены итоги развития отрасли только за 2021 год, но они вполне чётко обозначают тренды развития, актуальные и для нынешнего периода.

Экосистемный подход

Эксперты уже не раз отмечали, что интерес к сотрудничеству с маркетплейсами среди малых предпринимателей сильнее всего начал проявляться именно в пандемию. Сегодня МСП составляют более 70% от всех продавцов на маркетплейсах. До 2020 года многие владельцы малого бизнеса в числе главных трудностей называли проблему доступа к потребителю. Развитие интернет–торговли помогло с этим справиться.
Как сообщил "ДП" руководитель исследовательского центра компании ДРТ Виталий Михальчук, Петербург сегодня находится в числе лидеров по популярности онлайн–каналов продаж для субъектов МСП. Маркетплейсы обеспечили им 33% выручки в 2021 году (в среднем по РФ 29%). На офлайн–каналы продаж пришлось 39% выручки (в среднем по РФ 43%).
"В 2020–2021 годах у малого бизнеса в Петербурге наблюдались схожие тенденции с российским рынком: цифровизация каналов продаж, рост оборота интернет–торговли и активный выход на маркетплейсы. Около 60% представителей сегмента МСП в регионе сообщили о начале или расширении работы с интернет–площадками с 2020 года", — рассказал он.
Большинство крупных маркетплейсов развиваются в рамках экосистемной модели бизнеса. Так, "Яндекс.Маркет" входит в экосистему "Яндекса", AliExpress — в экосистему VK, "СберМаркет" и "СберМегаМаркет" — в экосистему ПАО "Сбербанк". Среди крупных маркетплейсов эксперты также называют MTS Shop, входящий в экосистему МТС. Wildberries и Ozon образуют собственную экосистему.
Общий объём продаж топ–100 компаний на российском рынке интернет–торговли в 2021 году составил 3,4 трлн рублей: рост в 1,6 раза по сравнению с 2020 годом. По словам экспертов, это в значительной степени обеспечено крупными универсальными маркетплейсами. По данным ДРТ, в 2021 году объём продаж Wildberries составил 806 млрд рублей, темп роста выручки к 2020 году — 95%. У Ozon объём продаж оценивается в 447 млрд рублей, темп роста выручки — 126%.
Третью и четвёртую строчки в рейтинге занимают специализированные платформы DNS и "Ситилинк", у которых объёмы онлайн–продаж за 2021 год составили 185 и 163 млрд рублей соответственно, а темпы роста выручки к 2020 году — 41% и 24%.

Местные идут

В 2022 году активный выход малых предприятий на маркетплейсы продолжается. Руководитель отдела продаж маркетплейса "СберМегаМаркет" Антон Сизёмин рассказал, что на их площадке в первом полугодии 2022 года количество зарегистрированных продавцов из Северной столицы увеличилось в 5,5 раза по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
"Предприниматели активно работают в каждой из 20 товарных категорий маркетплейса. Наиболее широкую представленность петербургские продавцы имеют в категориях автотоваров и запчастей, бытовой техники, канцтоваров и книг, а также товаров для ухода и красоты и товаров для дома. Особой популярностью в текущем году пользуются товары для дома и активного отдыха, товары для строительства и ремонта", — поделился он.
Автор: "ДП"
Автор: "ДП"
Прирастают продавцами и нишевые маркетплейсы. Альбина Арндт, руководитель отдела аккаунтинга маркетплейса локальных магазинов Flowwow, рассказала, что на сегодняшний день с компанией сотрудничают около 800 петербургских предпринимателей. "По нашим данным, все они относятся к малому и среднему бизнесу или являются самозанятыми. На них за последние 30 дней пришлось 13% от общей выручки. Наиболее широко петербургские предприниматели представлены в таких категориях, как цветы и подарки — 480 продавцов, кондитерские и пекарни — 104, декор — 44", — сообщила она.

Деньги дорожают

Малые и средние предприниматели в целом по стране составляют более 90% всех продавцов и обеспечивают более 70% товарооборота маркетплейсов. Например, Wildberries в I квартале 2022 года привлёк более 136 тыс. новых продавцов, при этом около 90% из них — малый и средний бизнес, ИП и самозанятые. На Ozon на конец 2021 года более 85% из 90 тыс. продавцов составлял средний и малый бизнес. На AliExpress за первые полгода пандемии количество российских продавцов увеличилось на 40%, больше половины — представители МСП. На "Яндекс.Маркет" за I квартал текущего года оборот 2 тыс. небольших магазинов впервые превысил 1 млн рублей.
По различным данным, уже 2 года назад маркетплейсы были самым быстрорастущим каналом продаж в онлайне. А в мире на них приходится более половины розничной онлайн–торговли. По словам управляющего партнёра аналитической компании Marketing Logic Дмитрия Галкина, сейчас этот тренд сохраняется, темпы роста остаются очень значительными. Крупнейшие российские маркетплейсы в среднем выросли вдвое в 2021 году. В 2022–м на них приходится, по различным данным, более 40% рынка онлайн–торговли в рублях, а по количеству заказов доля ещё выше.
"Мы ожидаем, что по итогам 2022 года темпы роста по очевидной причине замедлятся. Плюс, как и многие другие представители бизнеса, крупнейшие маркетплейсы отказались от масштабных проектов или перенесли их запуск", — прогнозирует эксперт.
Аналитик ФГ "Финам" Анна Буйлакова указывает, что до недавнего времени стратегию маркетплейсов можно было описать как агрессивный рост и захват рыночной доли с обещанием чистой прибыли в будущем. То есть "нужно потратить деньги, чтобы их заработать". Такой подход аналогичен западной практике, где в сегменте цифровых услуг такие игроки, как Uber, Snap, DoorDash, могли выйти на рынок с интересными для клиентов предложениями за счёт низких процентных ставок, "дешёвых денег" и того факта, что инвесторы готовы подождать в надежде на большую доходность в будущем.
"Однако эра “дешёвых денег” завершается, — предупреждает она. — Горизонт планирования и терпения инвесторов сокращается, можно ожидать, что маркетплейсы, как и прочие истории роста, затянут пояса и сфокусируются больше на прибыльности. Возможно, это скомпрометирует долгосрочный рост выручки".