Нехорошее соседство: ушедшие бренды лишили клиентов и российский бизнес

Автор фото: "ДП"

Закрывшиеся зарубежные ретейлеры выполняют обязательства перед арендодателями, но лишают части трафика российские магазины.

Многие иностранные ретейлеры, приостановившие работу в России, продолжают оплачивать аренду своих площадей. Тем временем расположенные рядом с ними магазины российских компаний претерпевают большие неудобства из–за соседства с пустыми витринами и закрытыми дверями.

За свой счёт

Петербургский Дом мод теряет трафик покупателей из–за закрывшегося в марте магазина Uniqlo на 1–2–м этажах здания по Каменноостровскому проспекту. Товар был вывезен, свет выключен, оборудование отключено. Между тем именно через Uniqlo с площади Льва Толстого проходили две трети всех покупателей. Естественно, поначалу арендаторы Дома мод лишились половины привычного потока. По словам партнёра "Иридато Групп" (управляет Домом мод) Олега Олейникова, восстановить трафик удалось лишь благодаря дополнительным крупным вложениям в рекламу.
"Мы были вынуждены поставить внизу свой персонал, который информировал заходящих людей, что универмаг работает. Однако некоторые покупатели приходят именно в магазин Uniqlo и теперь возмущены, что он не работает. Мы общались с компанией по этому поводу, просили поставить там их персонал, но не получили ответа", — отмечает Олейников.
Кроме того, Uniqlo долгое время не согласовывал макеты рекламы на фасадах своих этажей, которые давали понять, что универмаг открыт. Кстати, размещать эту рекламу Дом мод опять же будет за счёт собственных средств.
"Uniqlo является крупной транснациональной компанией. Имея тысячи магазинов в разных странах, они могут себе позволить потерпеть финансовый убыток в отдельно взятой стране. Мы как российские предприниматели, которые не виноваты в их действиях, не имеем такой финансовой подушки и у нас такого терпения нет. Финансово мы это не потянем. Кроме того, нужно учитывать, что недополученная выручка бизнеса от сложившейся ситуации — это недополученные налоговые отчисления в бюджет", — подчеркивает Олег Олейников.
Руководитель практики международного арбитража и трансграничных споров КА "Регионсервис" Мария Любимова считает, что подобные ситуации вполне можно перевести в судебную плоскость. "Более реально и перспективно в таком случае предъявлять требование о взыскании убытков, связанных с уменьшением трафика из–за закрытия якорных торговых точек", — добавляет она.

Клиент не ловится

Теряют трафик и выручку также и арендаторы торговых центров, где флагманскими магазинами были западные бренды. Mall Index, рассчитываемый компанией Focus Technologies, отражающий количество посетителей на единицу площади торговых центров, для ТЦ Петербурга по итогам периода январь–август текущего года зафиксирован на 8% ниже показателя аналогичного периода 2021 года и на 21% ниже показателя доковидного 2019 года. При этом если рассмотреть период март–август, то снижение составило уже 11% к аналогичному периоду прошлого года (и также –21% к 2019–му).
"В самом конце августа — начале сентября наблюдался традиционный пик активности потребителей, связанный в том числе и с началом нового учебного года и бизнес–сезона. Однако далее мы снова фиксируем снижение посещаемости ТЦ — так, по итогу прошедшей недели Mall Index в Петербурге зафиксирован на уровне –13% к 2021 году и –24% к 2019–му", — подчёркивают в Focus Technologies.
Представители торговых центров подтверждают эту тенденцию. Генеральный директор ТРК "Лето" Андрей Должиков поделился с "ДП", что с момента приостановки деятельности западных брендов уровень трафика снизился в среднем на 20%. "Несмотря на приостановку своей деятельности, западные арендаторы продолжают исполнять договорные обязательства. Однако закрытие их магазинов напрямую влияет на снижение трафика и покупательскую активность, что отражается на общей выручке ТРК", — добавляет он.

Время покажет

Гендиректор агентства недвижимости Lapina Екатерина Лапина отмечает, что соседство — это важная составляющая концептуального решения любого комплекса. Соседство компаний, ориентированных на разного покупателя, тормозит посещаемость обеих. К примеру, не приветствуется соседство банка и общепита.
По словам генерального директора компании KNRU Татьяны Клименко, выручки арендаторов, которые располагаются рядом с закрытыми западными сетями, упали на 20–25%. А в стрит–ретейле доход теряют собственники помещений, так как, даже разделив большие помещения, не смогут получить те деньги, которые ранее получали от крупных сетей.
"В торговых центрах, как правило, плата была завязана на проценте с товарооборота, и, конечно, переход на фиксированную плату владельцев торговых помещений не очень радует", — отмечает эксперт.
Глобально арендодатели не могут повлиять на ситуацию, потому что формально арендатор ничего не нарушает. Он исправно оплачивает коммунальные услуги, эксплуатацию помещения, но просто закрыт.
Партнёр "БестЪ. Коммерческая недвижимость" (ГК "БестЪ") Станислав Ступников говорит, что многие владельцы торговых центров сейчас пытаются бороться с этой ситуацией. Есть компании, в том числе и российские, которые разработали новые форматы и готовы занимать площади. Но расторгнуть действующие договоры с зарубежными ретейлерами оказывается не так–то просто.
"Международные бренды держатся за эти договоры, поскольку у многих есть товарные остатки, они хотят их распродать. Их количества хватит примерно на 4–6 месяцев, поэтому ещё полгода проблема будет актуальна. Тем не менее есть коллективные иски от собственников ТЦ о расторжении договоров аренды, и сейчас мы будем следить за судебной практикой в этой сфере", — уточняет Ступников.
При всём этом руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St. Petersburg Анна Лапченко уверена, что на рынке не так много сильных российских брендов, которые смогли бы занять площади ушедших зарубежных компаний, и для замещения в части клиентского потока необходимо время.