Курс рубля начал показывать затухающие колебания

Автор фото: Сергей Коньков

Новое бюджетное правило, появление которого было анонсировано ещё в начале лета 2022 года, так и не обнародовано. Курс рубля показывает затухающие колебания — игроки не знают, чего ждать.

Бюджетное правило до 2022 года служило инструментом для предотвращения избыточного перегрева экономики в условиях повышенных нефтяных доходов. Кроме того, оно позволяло государству формировать сбережения и проводить контрциклическую бюджетную политику.
Правило заключалось в том, что бюджет планировался исходя из фиксированной цены экспортируемой нефти, называемой ценой отсечения. Она постепенно повышалась с $20 за баррель в 2004 году до $44,2 в 2022–м. Если цена оказывалась выше, то сверхдоходы бюджета, получаемые от экспорта, складывались в "кубышку" — Стабилизационный фонд (впоследствии он был разделён на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния).
Глава департамента денежно–кредитной политики Банка России Кирилл Тремасов в одном из выпусков видеоблога "Что почём?" объяснил суть бюджетного правила так: "Мы задаём некоторый базовый объём нефтегазовых доходов, и всё, что выше этого объёма, мы не тратим, а откладываем на чёрный день. Когда он приходит, начинаем тратить, как это было, например, в 2020 году во время ковид–кризиса. Наличие такого бюджетного правила значительно снижает зависимость валютного курса от колебаний мировых цен на сырьё".
Однако в текущем году механизм сломался — Минфин и ЦБ РФ не имеют возможности скупать избыточную валютную выручку экспортёров в долларах США и евро. Те продают её на рынке или принимают оплату сразу в рублях, что приводит к укреплению курса российской валюты. Слишком крепкий рубль уменьшает доходы как экспортёров, так и бюджета, а кроме того, вредит компаниям, нацеленным на импортозамещение. Поэтому запуск нового бюджетного правила — не прихоть чиновников, он необходим для восстановления экономики.
О том, что Минфин разрабатывает новую конструкцию бюджетных правил, глава ведомства Антон Силуанов рассказал ещё на Петербургском международном экономическом форуме в середине июня. По его словам, планировалось предусмотреть двухлетний переходный период перед тем, как правило начнёт реализовываться в полной мере.
Он также уточнил, что предлагается включить в правила новые параметры — объём добычи и экспорта углеводородов. В июле в СМИ появлялись сведения, что Минфин предложил закрепить в обновлённом бюджетном правиле цену отсечения $60 за баррель российской нефти марки Urals и зафиксировать объём добычи нефти на уровне 9,5 млн баррелей в сутки.
Но главное отличие нового правила будет заключаться в том, что интервенции государство будет осуществлять только через валюты дружественных стран. Преимущественно это будет китайский юань, поскольку только он по ликвидности на Московской бирже близок к доллару и евро (см. графики по объёмам торгов).
Минэкономразвития РФ выступает против бюджетного правила. "Мы пока не видим в этом предложении решения текущей ситуации, потому что избыток валюты, к сожалению, на рынке такой, что мы не сможем настолько сократить бюджетные расходы в условиях, когда у нас повышенная потребность в деньгах, с тем чтобы стабилизировать этим дополнительным спросом курс", — говорил на съезде РСПП глава министерства Максим Решетников. Он не стал прямо упрекать авторов старого бюджетного правила в том, что страна потеряла $300 млрд резервов в долларах и евро, потому что эти деньги после начала российской военной спецоперации на Украине были заморожены властями недружественных стран, а могли бы пойти на инвестиции в экономику. Но непублично чиновники и бизнесмены, насколько известно "ДП", нередко высказывают такие обвинения.
Тем не менее президент РФ Владимир Путин поручил к 25 июля 2022 года представить предложения по корректировке бюджетного правила, назначив ответственным за это председателя правительства Михаила Мишустина. Срок прошёл 1,5 месяца назад. Возможно, поручение и выполнено, но широкой публике об этом ничего не известно. Параметры нового бюджетного правила пока скрыты за завесой тайны. Как сообщил в конце августа пресс–секретарь президента РФ Дмитрий Песков, решений по проекту бюджета и новому бюджетному правилу пока не озвучивалось.

Курс обездвижен

Интервенций на валютном рынке тоже не заметно: курс доллара США подрос с середины июня менее чем на 10%. Последние пару месяцев он демонстрирует затухающие колебания вокруг отметки 60 рублей за доллар. Похожую динамику с поправкой на курсы к доллару на мировом рынке показывали евро и юань (см. графики).
"От укрепления рубль защищают спекуляции на тему возможного возвращения в сентябре модифицированного бюджетного правила. Объёмы в паре юань / рубль позволяют это сделать. По нашим грубым прикидкам, ежемесячный объём интервенций может быть эквивалентен $3 млрд. По консервативной оценке, это может спровоцировать ослабление рубля на 5%. В целом полноценный запуск бюджетного правила может в итоге ослабить рубль на 7–10%. Осталось дождаться какой–либо конкретики по параметрам нового механизма", — писал ещё в конце августа начальник отдела глобальных исследований "Открытие Инвестиции" Михаил Шульгин.
На курс рубля не оказала заметного влияния даже мощная новость о том, что власти РФ изучают возможность покупки в 2022 году юаней и других "дружественных" валют на 4,4 трлн рублей, или примерно $70 млрд, чтобы затормозить укрепление рубля. Об этом 1 сентября сообщило агентство Bloomberg. Новость в тот же день была опровергнута правительственными чиновниками, однако в сообщении агентства были такие подробности, которые позволяют предполагать, что проект по скупке валют на указанную сумму действительно существовал.
Согласно информации Bloomberg, в презентации, подготовленной к стратегической сессии по развитию отечественной финансовой системы, было отмечено, что покупка валют даже дружественных стран проблематична, так как операции с активами в юанях требуют отдельного соглашения с Китаем, которого будет трудно добиться. Другие валюты, такие как дирхам ОАЭ, подвержены высоким политическим рискам, поскольку правительства этих стран могут изменить свою политику. А турецкая лира сталкивается с серьёзными рисками девальвации.
С учётом возможных покупок в текущем году объём юаней в резервах может достичь эквивалента $180 млрд. Эти средства предлагается потратить в течение следующих 3–5 лет на замену иностранных технологий и развитие транспортной инфраструктуры на азиатском направлении, написало Bloomberg со ссылкой на документ.
По данным ЦБ РФ, по итогам 2021 года на долю активов в китайских юанях приходилось 17,1% ($105 млрд) международных резервов РФ.
"Реализация этого плана может оказаться непростой, так как объём торгов в паре юань / рубль расчётами “завтра” на Мосбирже составил в августе 1,27 трлн рублей, что эквивалентно примерно всего $20 млрд при курсе доллара к рублю на уровне 60. А объём торгов другими дружественными валютами несопоставимо меньше", — прокомментировал Михаил Шульгин.

Юаневая лихорадка

Китайская валюта стремительно замещает в России прежних фаворитов — доллар США и евро. Об этом можно судить не только по объёмам биржевых торгов, увеличившихся с начала текущего года более чем на порядок. Российские банки наперебой заманивают вкладчиков депозитами в юанях (см. "ДП" № 85 от 15.08.2022). А местные корпорации одна за другой выпускают юаневые бонды. По этому же пути готовится пойти и Минфин РФ.
Облигации на 5 млрд юаней на Московской бирже в конце июля разместил "РусАл", а в августе его достижение повторил "Полюс", увеличивший объём выпуска в связи с высоким спросом с 3,5 млрд до 4,6 млрд юаней. 9 сентября начал сбор заявок на два выпуска бондов в юанях "Металлоинвест". Выпуски на 2 и 5 лет объёмом по миллиарду юаней каждый планируется разместить 16 сентября. "Роснефть" на следующей неделе проведёт сбор заявок на 10–летние бумаги с офертой через 2 года в объёме 10 млрд юаней. Планирует разместить облигации в юанях Сбербанк, рассматривает такую возможность "Газпром нефть".
Наконец, Минфин РФ подтвердил, что сохраняет в своей повестке тему размещения дебютного выпуска облигаций в юанях. Об этом заявил замминистра финансов Тимур Максимов на Московском финансовом форуме 8 сентября. Правда, он оговорился, что для реализации сделки нужно чёткое понимание целей потенциального выпуска.
СПБ Биржа с 20 июня открыла российским брокерам доступ к торгам акциями, имеющими листинг на Гонконгской фондовой бирже. Эти бумаги номинированы не в юанях, а в гонконгских долларах, но тоже удовлетворяют интерес россиян к финансовому рынку Поднебесной, постепенно наполняют портфель российского инвестора. С 11 июля брокеры начали допускать к торгам гонконгскими акциями розничных инвесторов. За 2 месяца последние совершили более 100 млн сделок с такими бумагами на сотни миллионов гонконгских долларов.
СПБ Биржа обещает, что количество гонконгских бумаг будет постоянно расти: к концу года она планирует довести их число до 200, а к концу 2023–го — до 1 тыс. Московская биржа, в свою очередь, сегодня, 12 сентября, начнёт тестировать на рынках кредитов, депозитов с ЦК, РЕПО с ЦК и междилерского РЕПО режимы торгов с расчётами в китайских юанях, сообщается на сайте биржи.
Крупнейшие в России кредитные организации, Сбербанк и ВТБ, начали кредитование клиентов в юанях, сообщили топ–менеджеры этих банков 5 сентября в ходе Восточного экономического форума. Там же стало известно, что "Газпром" и китайская CNPC переводят плату газа за поставки по "Силе Сибири" в рубли и юани.
Антон Силуанов в интервью телеканалу "Россия 24" высказал уверенность, что роль юаня в российских резервах будет расти. "Резервы стран обычно формируются в тех валютах, с кем идёт активная торговля. Да, у нас сейчас мы видим увеличение объёмов торговли с нашим восточным соседом. И, безусловно, роль юаня в резервах будет также расти. Поэтому в нынешних условиях, я думаю, если и создавать резервы и хранить деньги в золотовалютных резервах, то в первую очередь, конечно, это золото, это юань, а также ряд других валют дружественных стран", — сказал он.

Цели вверху

Многие финансовые аналитики склоняются к тому, что к концу текущего года новое бюджетное правило так или иначе заработает. Даже если Минфин не начнёт интервенции на рынке, он как минимум обнародует параметры будущих интервенций, и это приведёт к ослаблению курса рубля.
Так, в Промсвязьбанке (ПСБ) прогнозируют курс на уровне 72,5 рубля за доллар США на конец текущего года в связи с действием комбинации факторов: ввод бюджетного правила, дальнейшее смягчение денежно–кредитной политики Банка России и снижение цен на нефть в район $60–65 за баррель Urals. Стоимость евро в конце года в ПСБ ждут на уровне 70,2 рубля, а юаня — 10,2 рубля.
Директор аналитического департамента ИК "Регион" Валерий Вайсберг прислал "ДП" несколько более скромные прогнозы: он ждёт к концу года доллар на уровне 66,9, евро — 66, а юань — 9,6 рубля.
Инвестиционная компания "Ренессанс Капитал" сохраняет свой базовый прогноз по курсу рубля к концу 2022 года на уровне 75 рублей, а на 2023 год — в интервале 80–85 рублей, говорится в её аналитическом отчёте. Как полагают в инвесткомпании, возврат к покупкам валюты по бюджетному правилу с 2023 года или ранее может добавить к ослаблению рубля 5–7%.
"Российская валюта продолжает совершать разнонаправленные движения в узком диапазоне, сохраняя консолидационный характер динамики. Выход из консолидации может быть сильным — скорее всего, рубль сформирует устойчивое нисходящее движение в ожидании реализации нового бюджетного правила. Правда, официальных подтверждений таких планов от властей не поступало. С другой стороны, каждый день нахождения курса рубля на завышенных уровнях выливается в значительные издержки для госбюджета и экспортёров. Учитывая, что экспортная выручка по–прежнему большая, вряд ли возвращение рубля на более низкие экономически обоснованные уровни возможно без государственных интервенций на валютном рынке", — отмечает эксперт по фондовому рынку "БКС Мир инвестиций" Дмитрий Бабин.
На данный момент можно обсуждать только покупку валют дружественных стран, так как накопление сбережений в долларах и в евро может создать риски их заморозки. Но дружественные страны часто не имеют ёмких долговых рынков, и ликвидность их валют на российском рынке достаточно ограничена. Поэтому хотя бюджетное правило необходимо, технически обеспечить его работу является непростой задачей. Для оптимального эффекта для реального сектора и финансовых рынков было бы целесообразно направлять на покупку валюты как минимум $2 млрд в месяц. Но с точки зрения вызовов бюджетной политики — скорее $4–5 млрд.
Наталия Орлова
главный экономист Альфа–Банка
Сейчас сложно определить оптимальные параметры бюджетного правила. Полагаю, пока решение по ним будет промежуточным. Однозначно резервы стоит формировать в рублях, валютах дружественных стран и, возможно, стратегическом сырье (золото, редкоземельные металлы и т. д.). Валютные интервенции можно проводить только в юанях (рынки других валют дружественных стран пока недостаточно развиты). Ближайший год должен стать периодом становления новых механизмов. В связи с этим объём покупок валюты до конца текущего года будет умеренным (не более 1,5 трлн рублей).
Денис Попов
главный аналитик ПСБ