Судостроительным верфям добавят капитал на рыбалку

Автор фото: Сергей Кооньков

Росрыболовство предложило докапитализировать часть судостроительных верфей, которые строят рыбопромысловые суда.

"С точки зрения именно государственной поддержки мы неоднократно предлагали проанализировать финансовое состояние верфей и рассмотреть вопрос докапитализации. Потому что в рамках реализации (проекта по строительству судов. — Ред.) мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда попросту отсутствуют оборотные средства", — сказал замглавы Росрыболовства Хасан Лихов 7 сентября на Восточном экономическом форуме (цитата по ТАСС).
В том числе из–за этого верфи вынуждены брать кредиты, которые надо обслуживать. "То есть мы дальше усугубляем то финансовое положение, которое есть", — сказал Лихов. Позднее он уточнил, что нужно проанализировать отрасль и выявить "конкретные случаи", где требуется докапитализация, с учётом будущей загрузки и планируемых договоров. Конкретных сроков по этим планам пока нет.
Напомним, несколько лет назад государство запустило программы инвестквот, в рамках которых промышленники получают квоты на вылов рыбы и краба в зависимости от их заказов на строительство флота на российских верфях. Раньше эти подряды отдавали иностранным верфям или же вовсе эксплуатировали старые суда. Так рыбопромышленная отрасль вошла в число крупнейших заказчиков гражданского судостроения, заявив о планах построить в стране 105 судов общей стоимостью 270 млрд рублей.
Однако отечественные верфи, с успехом создававшие военные корабли, забуксовали на гражданских судах. Их стоимость в процессе строительства росла, а контракты становились убыточными.
"ДП" уже обращал внимание на то, что сразу несколько петербургских верфей завершили прошлый год с сокращением прибыли или ростом убытка. Так, из четырёх местных производственных "дочек" Объединённой судостроительной корпорации (ОСК), опубликовавших финансовую отчётность за 2021 год, в плюсе остались только Адмиралтейские верфи, закончившие год с прибылью 600 млн рублей и выручкой более 39 млрд. У Северной верфи убыток от продолжающейся деятельности составил 3,05 млрд (при выручке по договорам с покупателями 31,1 млрд), у Выборгского судостроительного завода — 2,02 млрд (при выручке 7,5 млрд). Машиностроительный Пролетарский завод закончил 2021 год с убытком 646 млн рублей и выручкой 3,5 млрд.
Не в лучшей ситуации оказались и частные верфи. Так, "Пелла" продемонстрировала убыток 2,6 млрд (при выручке 7,8 млрд рублей).
В августе президент России Владимир Путин раскритиковал работу ОСК из–за убыточных контрактов. Гендиректор госкорпорации Алексей Рахманов признал, что такая проблема есть, но в основном с головными заказами. На ВЭФ он предложил сдвинуть "горизонт планирования" для судостроения с 2035 на 2050 год, а также поддержать отрасль, для того чтобы её продукция потом была востребована и на внешнем рынке.