Деньги упали на рельсы: в Петербурге развернулась борьба за 5,7 млрд рублей

Автор фото: Ковалев Петр

За рекордную программу ремонта трамвайных путей в Петербурге стоимостью почти 6 млрд рублей развернулась борьба между несколькими подрядчиками. "Старожилов" этого рынка хотят подвинуть новички, которые привлекли на свою сторону ФАС.

Управление ФАС по Петербургу признало обоснованными две жалобы ООО "ТрансДорТех" на условия конкурсов по ремонту трамвайных путей в Калининском районе Петербурга и выдало предписания об устранении нарушений. Комитет по госзаказу должен отменить протоколы подведения итогов закупки, внести изменения в конкурсную документацию и провести закупочные процедуры заново.
"На текущий момент СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" исполняет предписания по данной закупке", — сообщили "Деловому Петербургу в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), который курировал эти госзаказы.
Однотипные жалобы "ТрансДорТех" подал на 13 конкурсов из 14, объявленных в конце июля. Общая сумма тендеров тогда составила 5,7 млрд рублей. Это крупнейшая программа ремонта трамвайных путей в Петербурге за последние годы. Она завязана на программу развития городского электротранспорта, пояснили в КРТИ. Для сравнения, в 2021 году общая сумма таких контрактов составила 1,86 млрд рублей, а в 2019–2020 годах вообще не превышала 0,5 млрд.
Сами конкурсы в прошлые годы тоже проходили спокойно — с минимальной конкуренцией и почти без жалоб. Основным подрядчиком выступало АО "НиК", работающее в городе с 1992 года, имеющее в активе 58 госконтрактов на 7,5 млрд рублей. Компания изначально создавалась как строительное предприятие "Горэлектротранса". По собственным данным, она построила и реконструировала около 250 км трамвайных путей. Отдельные подряды также получали АО "Трест" и АО "Стройинвест", специализирующиеся на дорожном строительстве.
ООО "ТрансДорТех", завалившее жалобами УФАС, — тоже петербургская дорожно-строительная компания. Она создана в 1997 году и за это время выиграла 23 госконтракта на 3,1 млрд рублей. Большинство из них были заключены со структурами Росавтодора, причём в разных регионах России. Но компания работала и со Смольным — например, делала перехватывающую парковку на Тепловозной улице.
В своих жалобах "ТрансДорТех" сетует на то, что заказчик, оценивая опыт претендентов, учитывает только выполненные работы по ремонту трамвайных путей. Однако "трамвайные пути являются конструктивным элементом автомобильной дороги", — говорится в жалобах. Компания просит учитывать опыт ремонта автомобильных дорог в целом. Очевидно, это позволит ей конкурировать со специализированными организациями на равных. В двух случаях УФАС уже согласилась с этим доводом.
Но "ТрансДорТех" — не единственная компания, которая пишет жалобы в УФАС. То же самое делает ООО "Строительная компания "Северный путь" из Павловска. В её активе 41 госконтракт на 666 млн рублей. Это предприятие как раз специализируется на ремонте железнодорожных путей. Оно выполняло работы для метрополитенов и железных дорог в разных регионах России. По словам генерального директора СК "Северный путь" Владислава Васильева, небольшие работы выполнялись и на трамвайных путях Петербурга. Сейчас компания решила получить от города более крупные контракты, сообщил он "ДП".
По ряду конкурсов комитет по госзаказу уже успел объявить победителей. Шесть из них выиграло АО "НиК", два — АО "Трест". Но контракт заключён только один — на 309 млн рублей в Приморском районе. Конкурс по нему оказался единственным, на который не поступило жалоб. В остальных случаях подведение итогов приостановлено до решения УФАС.
"Если на конкурсах есть конкуренция, значит смета там не минусовая, — полагает генеральный директор Ассоциации строителей и поставщиков дорожного комплекса Юрий Агафонов. — Потому что у нас очень часто выставляют на конкурсы объекты, не только в Санкт-Петербурге, но и по России, где или нулевая рентабельность или минусовая, и никто не выходит на эти тендеры. А здесь, значит, удалось какую-то прибыль заложить, поэтому много желающих участвовать".