Не отходя от кассы: музеи Петербурга объявили войну билетным спекулянтам

Автор фото: Сергей Ермохин

Музеи борются с сайтами по продаже билетов, называя их мошенническими

Русский музей призвал посетителей покупать билеты только на официальном сайте или в своих кассах. "Обращаем ваше внимание, что сайт biletoved.com продаёт билеты на выставку Врубеля незаконно и по завышенной цене. Это касается также сайта sputnik8.com, который предлагает несогласованные с музеем экскурсии от сторонних экскурсоводов и по завышенным расценкам. Будьте внимательны, чтобы не стать жертвами мошенников", — сказано в сообщении, опубликованном в сообществе Русского музея "ВКонтакте".

Негативные последствия

Билеты на выставку, посвящённую творчеству Михаила Врубеля, стоят 300 рублей для взрослых посетителей. Стоимость одного билета на сайте "Билетовед" — 990 рублей. Экскурсия в Михайловский замок, включающая входные билеты, на официальном сайте стоит 800 рублей за 1,5 часа, а двухчасовая экскурсия (не согласованная с Русским музеем) на сайте Sputnik8 — 950 рублей с человека или 5000 рублей за мини–группу.
Аналогичное обращение к посетителям висит и на странице Кунсткамеры. "В последнее время участились случаи незаконной продажи билетов в МАЭ (Кунсткамера) РАН по завышенной цене на сторонних сайтах и у третьих лиц перед входом в музей. Обращаем ваше внимание, что билеты можно приобрести только в кассе музея или на официальном сайте", — говорится в нём. Музей "не несёт ответственности за возможные негативные последствия приобретения билетов на сторонних ресурсах или у третьих лиц!", предупреждают авторы.
Сайты по онлайн–продаже билетов начали активно создавать после введения мер против распространения коронавируса. Для того чтобы развести потоки посетителей по времени, билеты в музеи, как правило, продаются по сеансам. Из–за этого не все могут выбрать для себя подходящее время и вынуждены прибегать к помощи посредников.
Однако продажа билетов по цене выше той, что указана на билете, запрещена, отмечает доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве РФ Оксана Васильева. "Дело в том, что театры, цирки и другие организации должны размещать информацию об организациях и ИП, которые вправе заниматься продажей билетов на их мероприятия. Если лицо занимается массовой продажей билетов, но не включено в вышеуказанный перечень, такая продажа будет незаконна", — говорит она.
За незаконную перепродажу билетов спекулянтам грозит административная ответственность в виде штрафа. Его размер зависит от цены билета.

Купили на "Авито"

Сами администраторы сайтов не знают, почему музеи препятствуют их деятельности. По их словам, они не скупают тысячи билетов на все сеансы. "Мы занимаемся поиском и подбором билетов на те даты, когда всё продано. Например, человек решил, что сегодня хочет пойти в Русский музей, а там уже нет билетов. Он пишет мне, просит найти два билета, и я занимаюсь этим. Например, ищу на “Авито”, проверяю подлинность и перепродаю", — рассказали "ДП" в консьерж–службе "Билетовед".
Сервис по подбору экскурсий Sputnik8 давно не сталкивался с открытыми претензиями в свой адрес со стороны музеев. "Раньше были инциденты: турист покупал через нас билет в музей, мы присылали его на почту, а человек не мог найти из–за отсутствия смартфона. Внешне ситуация выглядит так: приходит посетитель, говорит, что заплатил деньги, но билета у него нет. Кассир отвечает, что человек столкнулся с мошенниками. В принципе, это звучит логично, но по факту никакого обмана не происходит. Мы сразу объясняем людям, что они получат, воспользовавшись нашими услугами", — рассказал специалист сервиса Игорь Петров.
Sputnik8 — это агрегатор, он не занимается проведением экскурсий. Обязанность соблюдать требования закона при оказании экскурсионной услуги возложена на гида, который сотрудничает с сервисом. Он предлагает свои экскурсии на сайте, назначает стоимость, а компания берёт комиссию от этой цены. Сторонние гиды обязаны получать от музея разрешение на экскурсию, иначе она будет считаться несогласованной. Музей также вправе отозвать эту аккредитацию или выгнать экскурсовода, который её не имеет, отметили там.

Билетами не владеем

У сайтов–клонов работа построена по другому принципу. Они заранее выкупают билеты на культурные мероприятия, а потом перепродают их по завышенным ценами, создавая дефицит билетов. "Мы не покупаем билеты в музей заранее, только по запросу каждого пользователя. Наш сервис заключает договор поручения, и билетами мы не владеем ни в какой момент времени. Если у музея нет билетов, мы скажем пользователю, что на это конкретное время мы не можем обеспечить посещение, и предложим другие варианты", — отметил Игорь Петров.
Оксана Васильева предположила, что музеям стоит продавать билеты в большем количестве, чтобы посетители могли успеть купить их в кассах. Также часть билетов можно продавать в день мероприятия — так спекулянты не успеют перепродать билеты за короткое время, а потребитель всегда будет знать, что часть билетов можно купить в кассе по обычной цене.

По обращениям граждан

В самом Русском музее "ДП" сообщили, что повесили своё предупреждение "ВКонтакте" "в связи с многочисленными обращениями граждан о продаже сторонними организациями билетов на выставку “Михаил Врубель” по завышенной в 3–4 раза цене". Музей "обращался к администрации сайта biletoved.com с требованием прекратить осуществление действий, наносящих репутационный и финансовый вред музею". Но на эти требования сайт ответил отказом, говорят в музее.
Там сослались на закон "Основы законодательства РФ о культуре", который разрешает продажу билетов только по согласованию с самим учреждением культуры. И заявили, что написали по этому факту обращение в правоохранительные органы.