Убыток под килем: верфи в Петербурге нарастили выручку, но потеряли прибыль

Автор фото: Сергей Коньков

Из четырёх "дочек" ОСК, опубликовавших финансовую отчётность за 2021 год, выручку нарастили все. Но с прибылью осталась только одна.

Своеобразным рекордсменом среди петербургских производств по–прежнему остаются Адмиралтейские верфи. Они сохранили выручку на уровне более 39 млрд рублей, говорится в обращении председателя совета директоров предприятия Владимира Королёва, опубликованном в рамках годового отчёта. Отметим, что при этом прибыль АО сократилась почти в 6 раз: с 3,4 млрд рублей в 2020 году до 600 млн в 2021–м.
В производственный план верфей в прошлом году был включён 21 заказ. В их числе дизель–электрические подлодки проекта 636.3: "Магадан" передали ВМФ в октябре 2021 года, а также заложили ещё две — "Можайск" и "Якутск". Кроме того, в прошлом году предприятие спустило на воду два гражданских траулера проекта СТ–192 — "Механик Сизов" и "Капитан Мартынов" (строятся для Русской рыбопромышленной компании) — и заложило ещё два следующих траулера. Верфь также начала испытания ледостойкой платформы "Северный полюс" для Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
"Финансовое положение в 2021 году можно охарактеризовать как устойчивое и стабильное. Портфель заказов сформирован до 2026 года. Общество получило прибыль по итогам года, произвело все запланированные платежи в надлежащие сроки", — говорит гендиректор АО "Адмиралтейские верфи" Александр Бузаков.
Для судостроительного завода "Северная верфь" прошлый год пролетел на одном дыхании, ведь на предприятии одновременно было более 20 заказов. "Это беспрецедентно для новейшей истории российского судостроения", — говорит гендиректор верфи Игорь Орлов.
Выручка ПАО "СЗ “Северная верфь”" по договорам с покупателями в 2021 году составила 31,1 млрд рублей. Убыток от продолжающейся деятельности достиг 3,05 млрд рублей, следует из отчётности компании. С финансовой точки зрения итоги 2021 года для верфи можно назвать ухудшением, ведь 2020–й она завершила с прибылью. Не исключено, что на этот показатель повлиял пожар на корвете проекта 20385 "Проворный", после которого уцелел только корпус.
Отметим, что в 2021 году Северная верфь активно вела гражданские заказы: продолжала строительство траулеров проекта 170701 "Капитан Геллер" и "Капитан Осташков" для группы "Норебо", а также четырёх ярусоловов проекта MT1112XL ("Гандвик–1", "Марлин", "Гандвик–2", "Гандвик–3") для рыболовецкой компании "Вирма". Она также приступила к постройке нескольких морозильных траулеров, тоже для "Норебо". Выручка по сегменту гражданской продукции выросла в 1,5 раза, до 7,3 млрд рублей (по сравнению с 4,3 млрд в 2020–м).
Выборгский судостроительный завод (ПАО "ВСЗ") в 2021 году нарастил выручку в 1,5 раза, до 7,5 млрд рублей (по сравнению с 4,6 млрд в 2020–м), говорится в его годовом отчёте. При этом убыток также несколько увеличился и составил 2,02 млрд. Предприятию пока не удаётся преодолеть проблемы предыдущих лет. Хотя последняя допэмиссия, выкупленная ОСК, позволила ему облегчить своё финансовое положение.
В прошлом году ВСЗ передал большой траулер–процессор проекта КМТ01 "Норвежское море", построенный для АО "Архангельский траловый флот", и продолжил строительство следующего судна этого проекта ("Карское море"). Кроме того, верфь заключила контракт на постройку дизельного ледокола (мощностью 18 МВт) для ФГУП "Росморпорт" со сроком сдачи в 2024 году. По оценке INFOLine, этот контракт по стоимости возглавил тройку крупнейших заказов прошлого года.
В ближайшем будущем предприятие планирует "актуализировать программу развития производственных мощностей до 2030 года с упором на крупноблочное строительство и изготовление габаритных модулей и металлоконструкций для планирующихся офшорных и СПГ–проектов преимущественно в Арктическом регионе РФ", комментирует гендиректор ПАО "ВСЗ" Александр Соловьёв.
Пролетарский завод, производитель оборудования для надводных и подводных кораблей, закончил 2021 год с убытком 646 млн рублей и выручкой 3,5 млрд. В 2020–м убыток был в 6 раз меньше, а выручка составила 3,2 млрд. В числе причин такой динамики компания в своём отчёте называет, в частности, полученный валовый убыток по сдаточным заказам гособоронзаказа.
Добавим, что ухудшило финансовые показатели и "материнское" АО "ОСК". Как и "дочки", корпорация нарастила выручку до 92,3 млрд рублей (с 85,7 млрд годом ранее), но при этом её чистая прибыль снизилась до 1,1 млрд (по сравнению с 1,5 млрд в 2020–м).

Тёмные лошадки

"ДП" не удалось найти в открытых источниках финансовые показатели за 2021 год ещё трёх верфей Петербурга, входящих в ОСК. Это Балтийский завод, Средне–Невский судостроительный завод и Невский судостроительно–судоремонтный завод.
Отметим, что, согласно данным "Контур.Фокус", первые два предприятия находятся под влиянием иностранных санкций. В самих компаниях это косвенно подтверждают. Так, отчёт АО "Балтийский завод" за прошлый год не опубликован "в связи с действием… мер ограничительного характера и рисками введения новых", говорится в информации, опубликованной в центре раскрытия корпоративной информации.
Предоставлять данные о выручке и прибыли по запросу газеты в этих предприятиях также не стали.
Отметим, что в прошлом году Балтийский завод отправил в Мурманск атомный ледокол проекта 22220 "Арктика" после замены двигателя, а также передал заказчику следующее судно этого проекта, "Сибирь". Он стал наиболее дорогостоящим серийным заказом, сданным в прошлом году, подсчитали в INFOLine. По оценке агентства, на "Сибирь" приходится около 17% суммарной стоимости судов, сданных в стране в 2021–м.
Средне–Невский судостроительный завод (СНСЗ) минувший год продолжал работу над пассажирскими теплоходами проекта А45–90.2 для Красноярского края, а также спустил на воду научно–исследовательское судно "Пионер–М", обладающее технологиями "безэкипажного" судовождения. "Развитие производственной системы вместе с развитием цифровизации — приоритеты нашей работы в 2022 году", — приводятся слова гендиректора АО "СНСЗ" Владимира Середохо в годовом отчёте компании.
В свою очередь, Невский судостроительно–судоремонтный завод (Невский ССЗ) трудился над созданием сухогрузов, а также передал заказчикам буксир–спасатель "Пильтун" и пассажирское судно "Павел Леонов" для работы между Сахалином и Курильскими островами.

Выручка без прибыли

Пока рост выручки не помог петербургским верфям уверенно выйти в плюс по прибыли. На эту ситуацию (не только в Петербурге) на днях обратили внимание и в Кремле. На совещании по судостроению президент России Владимир Путин раскритиковал работу ОСК из–за убыточных контрактов. Верфи заключают контракты на строительство без качественной экспертизы и твёрдой цены, что приводит к увеличению стоимости. Гендиректор ОСК Алексей Рахманов признал, что такая проблема есть, но в основном по головным заказам.
"Может быть, это неправильный подход, посыпаю голову пеплом, но мне всегда казалось, что сначала родина, а потом, соответственно, уже наши финансы", — отметил Алексей Рахманов. Глава государства парировал: интересы родины напрямую связаны с финансовой дисциплиной.
Добавим, что в 2021 году верфи страны сдали меньше судов и кораблей тоннажем более 50 тонн, чем годом ранее: 91 единицу против 108. Эксперты опасаются, что программа инвестквот может быть не выполнена. Доля импортного оборудования на рыболовных судах превышает 70%, а замена на другого отечественного или иностранного производителя потребует перепроектирования судов, отмечают в INFOLine. Всего в рамках программы инвестквот с 2018 года законтрактовали 64 рыболовных судна, а сдано из них, по данным на май 2022–го, — шесть. Из 41 краболова — три. Сроки их строительства на данный момент продлены на 2 года.