Субсидии сокращаются, зрителей становится меньше. Но закрываются далеко не все, многие нашли способы работать в нынешних условиях.
Затянувшийся кризис последних 2 лет сказался на многих сферах жизни, в том числе и на культурной. Площадкам пришлось приспособиться к новым условиям, частично перейти в онлайн–формат и объединиться, чтобы переждать трудные времена вместе.
Особенно сложно пришлось негосударственным театрам: у них нет финансовой независимости, они часто живут за счёт инициативы артистов и режиссёров и тратят выручку только на аренду помещений для репетиций и показов. Сотрудники могут годами не получать гонорары и работать ради искусства: продажа билетов не окупает и половины расходов, а средства на новые спектакли брать где–то нужно.
Цель — выжить
Обычно театр существует за счёт трёх источников финансирования: государственной поддержки для НКО в виде субсидий и грантов, частных инвестиций и продажи билетов. Некоторым частным театрам помогает комитет по культуре. Для этого нужно ежегодно подавать заявки на финансирование театра или конкретного спектакля. Городское правительство каждый год увеличивает сумму выплат на эти цели: в 2022 году на нужды независимых площадок Смольный выделил 74,8 млн рублей. Но за эти деньги негосударственным театрам приходится бороться в конкурсном отборе. Год назад субсидию получили 37 театров, но этим летом количество получателей бюджетных средств уменьшилось. Деньги вручили только 28 частным театрам, а желающих было 43. Получается, что независимые площадки живут в постоянной погоне за грантами и субсидиями, а их сотрудникам приходится вкладывать в развитие театра собственные деньги.
Даже при наличии поддержки из городского бюджета независимым театрам сложно выйти хотя бы на самоокупаемость. Залы частных театров обычно камерные и вмещают не больше 100 зрителей, а билеты на спектакли стоят 500–1500 рублей. Помимо этого, существуют затраты на репетиции, площадку и рекламу. Чтобы покрыть аренду, нужно играть больше спектаклей, а для этого нужно набирать много зрителей. Но где их брать, даже если не на всех премьерах удаётся собрать полный зал?
Помощь зала
Один из самых очевидных способов найти деньги — обратиться за помощью к зрителям или организовать краудфандинговую кампанию. Прямо сейчас финансовой поддержки от публики ждут сразу несколько петербургских независимых театров. Например, уличный театр "Странствующие куклы господина Пэжо" собирает 200 тыс. рублей на восстановление и улучшение спектакля "Декаданс". Необходимой суммой с театром уже поделился меценат, но на краудфандинговой платформе сбор средств не приостановили — лишних денег в театре не бывает. "Это наш первый опыт краудфандинга: мы решили не собирать большую сумму на новый проект, а найти бюджет на обновление старого спектакля", — рассказал "ДП" директор уличного театра Олег Скотников.
Месяц назад Городской театр тоже попросил зрителей о помощи. Театр не получил субсидию от комитета по культуре и теперь надеется на финансовую поддержку от аудитории. Чтобы открыться в следующем сезоне, Городскому нужно не менее 2 млн рублей на аренду помещения и оплату коммунальных услуг.
Положительным опытом краудфандинга поделилась с "ДП" директор Социально–художественного театра Алина Король. В прошлом году команда СХТ провела успешную краудфандинговую кампанию и собрала деньги для открытия новой площадки на Васильевском острове. Тогда театру требовалось не менее 300 тыс. рублей на косметический ремонт камерной сцены. Нужная сумма могла не набраться в срок, но в последние дни сборов неизвестный спонсор перевёл Социально–художественному театру 100 тыс. рублей. Благодаря этому театр накопил даже больше желаемого — почти 350 тыс. рублей. Этих денег хватило на покраску пола, переделку технической рубки и установку вентиляции.
Своя площадка
Даже в лучшие времена независимым театрам приходилось непросто: не у всех коллективов есть собственное помещение для репетиций, выступлений и хранения реквизита.
Так в течение 5 лет жил Социально–художественный театр: труппа репетировала и выступала на дружественных площадках. Все деньги уходили на аренду, команда работала практически бесплатно. Сейчас, после открытия камерной сцены, СХТ сам стал сдавать свою площадку в аренду товарищам по цеху — Плохому театру, Малому театру кукол (МТК) и др. Это один из способов выйти в плюс и помочь коллегам в трудные времена.
У МТК своего помещения нет, как и меценатов, которые могли бы покрыть часть расходов. "Спонсоров у нашего театра нет. Но есть полные залы, которые позволяют нам существовать", — поделился директор театра кукол Чакчи Фросноккерс. За 6 лет существования коллектива ему удалось установить дружеские отношения со зрителями, поэтому помощь в кризисные моменты могут оказать только они.
Сейчас Малый театр кукол копит 50 тыс. рублей для поездки на международный фестиваль "Ляльки над Неманом" в Гродно (Белоруссия). Приглашение на мероприятие команда получила внезапно, когда сезон уже был закрыт, а собственные финансы распределены. Деньги взять было неоткуда, но театр решил не прибегать к услугам фандрайзинговых платформ и обратился к зрителям напрямую, оставив данные банковской карты для сборов в социальных сетях. Сейчас собрана уже половина суммы: руководство надеется, что удастся собрать всю.
Приостановка деятельности
Для некоторых театров существование в условиях текущей политической и экономической ситуации становится невозможным. По этим причинам в середине июля о закрытии основной площадки "Порох" на шоссе Революции заявил Инженерный театр АХЕ. "Мы не можем играть некоторые спектакли, которые соответствуют нашей идее о “Порохе” как о площадке “радикального и свободного высказывания”. Если мы не играем, то финансово не можем оправдать наше пребывание на заводе слоистых пластиков. Так же и для владельца завода: раз мы не играем, то нет никакой имиджевой выгоды. Нас никто не выгоняет, но существование площадки на прежних условиях уже невозможно", — прокомментировал директор АХЕ Вадим Гололобов.
Театр был резидентом "Пороха" на протяжении 5 лет, арендуя зал на 80 человек, производственную мастерскую, офис, склад для реквизита и костюмов. За эти годы были созданы семь новых постановок, регулярно ставились корневые спектакли и проходила Лаборатория "Порох" с еженедельными показами и участниками со всей страны. По словам руководства АХЕ, закрытие площадки не означает закрытие театра, но в ближайшее время постановок в России не планируется.
"После 24 февраля стало очень тяжело играть. Часть зрителей не могли прийти в себя и ходить в театр, кто–то просто уехал из страны", — добавляют в Малом театре кукол.
Выход в плюс
Для другого театрального проекта кризис стал катализатором для развития. В разговоре с "ДП" Олег Скотников подчеркнул, что кризисная ситуация последних лет растянулась, объединив пандемию и экономические трудности. "До 2017 года у нас был сильный event–отдел, но мы его закрыли: возможно, предчувствовали трудности. Во время локдауна мы мягко вошли в ситуацию, у нас появился свободный ресурс. За счёт кризиса мы развились: перешли в медиапространство, организовали Российский союз уличных театров и артистов, провели онлайн–конференцию и расширились", — сказал он.
В нынешний кризис событийный ряд стал дезориентированным, поэтому появились трудности в плане организации мероприятий. Первые месяцы было сложно сохранить непрерывное существование театра: то событий не происходило совсем, то их становилось слишком много. Коллектив научился на это реагировать, и команда укрепилась. Летом уличный театр начали активно приглашать на фестивали, поэтому выручка только выросла. Артисты обычно выступают за фиксированный гонорар по приглашению муниципалитетов, администраций парков, домов культуры и молодёжных центров. Традиционно уличный театр ставит перед зрителями шляпу: это ритуал, а не способ заработка. Символичный головной убор путешествует с труппой по миру уже почти 30 лет и стал частью образа жизни: люди складывают туда не только деньги, но и другие вещи — подарки и записки со стихами.
С тем, что финансовая ситуация выравнивается, согласна и Алина Король. В последние месяцы Социально–художественный театр ощутил на себе влияние кризиса: выручка частично упала, так как зрители стали реже ходить на спектакли. Но некоторые постановки, наоборот, стали популярнее: например "Игра об Анне Франк".
"Время проходит, жизнь стабилизируется, и мы наращиваем обороты, потихоньку раздаём долги, но плату за аренду не задерживаем. Большинство артистов — бизнес–партнёры театра. Они с пониманием относятся к ситуации и не требуют денег сиюминутно. Сейчас ситуация выровнялась, к концу лета планируем раздать задержанные гонорары всем артистам", — рассказали в СХТ.