Эксперт рассказал о последствиях ухода чайной компании Ekaterra из России

Автор фото: Яндолин Роман
Уход чайной компании Ekaterra, которая производит напитки под брендами Lipton, Saito и Brooke Bond, никак не скажется на российском рынке, однако может иметь негативные социальные последствия в случае закрытия предприятия и увольнения всех его сотрудников.
Таким прогнозом с "ДП" поделился генеральный директор ассоциации "Росчайкофе" Рамаз Чантурия. По его данным, Ekaterra хоть и была заметной компанией, но не лидировала на рынке.
"Лидерами являются значительно превосходящие её по объёмам производства российские фабрики, которые фактически контролируют рынок. В их числе группа "Орими", офис которой находится в Санкт-Петербурге, а завод в Ленинградской области. Она в несколько раз превышает размеры компании Ekaterra. Доли Ekaterra, скорее всего, перераспределятся между участниками рынка соразмерно их текущим долям", — полагает глава профильной ассоциации.
Однако он подчеркнул, что пока схема ухода компании с рынка неизвестна.
"Есть несколько сценариев. Либо это передача актива новому собственнику, который будет выпускать другие бренды на этой же фабрике, на этом же оборудовании, как это сделала финская Paulig. Второй вариант — это закрытие фабрики и продажа оборудования в России, третий вариант — закрытие фабрики и вывоз оборудования", — прогнозирует Рамаз Чантурия.
Но вывоз оборудования — сложная процедура, в которой задействована государственная сторона. Позволят ли компании это сделать, неизвестно, отмечает эксперт.
Продажа оборудования также сопряжена с определёнными сложностями. "Большая часть — это уникальные машины, которые сделаны специально для предыдущего владельца, компании Unilever. Это оборудование находится и на других фабриках Ekaterra", — рассказал Чантурия.
По словам гендиректора ассоциации "Росчайкофе", уход Ekaterra был неожиданным, но скорее станет исключением.
"Мне кажется, это связано скорее с техническими сложностями, а не с политикой. С этими трудностями сталкиваются все и по-разному их решают. Российские компании справляются с текущими вызовами, а в иностранной могли решить, что администрировать все риски и обеспечивать бесперебойную работу предприятия будет сложно", — говорит Чантурия.
Как писал "ДП", международная чайная компания Ekaterra заявила 1 августа о прекращении своей деятельности на территории Российской Федерации. Это означает, что напитки под брендами Lipton, Saito и Brooke Bond перестанут производиться и продаваться в России к концу 2022 года.
Еkaterra входила в структуру компании Unilever. В конце 2021 года последняя заявила о намерении продать чайное бизнес-подразделение Ekaterra компании CVC Capital Partners Fund VIII. Сделку оценили в 4,5 млрд евро. В начале июля 2022 года было объявлено о завершении продажи бизнеса. Её окончательное закрытие было запланировано на второе полугодие 2022 года.