Московский скоростной диаметр — аналог петербургского ЗСД — решено сделать бесплатным для жителей столицы. Петербуржцам ранее предлагали подождать аналогичного решения до 2042 года. Но теперь Смольному будут пенять на опыт Москвы.
Мэр Москвы Сергей Собянин во вторник, 26 июля, заявил, что Московский скоростной диаметр (МСД) будет бесплатным для местных жителей. "Сегодня мы приняли ещё одно важное решение — МСД будет бесплатным для жителей Москвы и Подмосковья. Для транзитных автомобилистов с 1 января 2023 года вводится плата за проезд", — сообщил Сергей Собянин в своём telegram-канале.
МСД — это фактически аналог петербургского Западного скоростного диаметра (ЗСД). Он также проходит по выделенной трассе, большая часть которой состоит из эстакад и тоннелей. МСД позволит пересечь всю Москву за 40 минут. Его длина составит 68 км.
Однако ЗСД изначально строился как платная дорога, причём с привлечением частного финансирования по схеме ГЧП. Договор города с инвестором был объявлен конфиденциальным, но основные условия известны. Проект обошёлся примерно в 200 млрд рублей, половину из которых вложили частные инвесторы, а остальное примерно поровну поделили Инвестиционный фонд РФ и бюджет Петербурга.
Для привлечения средств АО "ЗСД", на 100% принадлежащее Петербургу, выпускало облигации на общую сумму 25 млрд рублей. Ежегодно компания платит по ним 2,5 млрд рублей, получая на это деньги из городского бюджета. Кроме того, АО "ЗСД" компенсирует частной компании "Магистраль Северной столицы"(МСС, оператор трассы) недополученный гарантированный доход, составляющий около 9,6 млрд рублей в год. Сначала эти деньги тоже брали из бюджета Петербурга, потом АО "ЗСД" оформило на соответствующие цели кредитную линию.
Городские власти не раз намекали на то, что бесплатным проезд по ЗСД может стать после 2042 года, когда истечёт срок соглашения с МСС.
“
"Я могу только порадоваться за Москву, если у них подобные элементы улично-дорожной сети будут бесплатными, потому что с точки зрения городской мобильности это скорее правильно, — говорит эксперт транспортного развития территорий "Лабград" Илья Резников. — Функция подобных магистралей — отводить транспортные потоки. То, что в Петербурге это дорога платная, снижает её эффективность".
Финансовый аналитик, автор стратегий автоследования "Финам" Дмитрий Марков сомневается, что проезд по ЗСД в ближайшее время может стать бесплатным. "Бюджет Петербурга существенно скромнее столичного, поэтому вряд ли в условиях кризиса найдутся дополнительные средства на субсидирование бесплатного проезда по ЗСД", — говорит он.
Депутат Законодательного собрания Петербурга Борис Вишневский полагает, что пример Москвы не станет указом для Смольного. "Руководство города всё время ссылается на засекреченное соглашение, которое они подписали когда-то, по которому все права на получение прибыли переданы частникам. А на АО "ЗСД" были повешены все долги", — отмечает депутат.