Заграница на замке: чем обернётся сегрегация инвесторов на фондовом рынке

Автор фото: Y Cris Faga/ZUMA Wire

Банк России планирует запретить неквалифицированным инвесторам покупать акции и облигации иностранных эмитентов. Финансисты считают эту меру слишком суровой.

На прошлой неделе регулятор разослал брокерам письмо с рекомендацией не позволять неквалифицированным инвесторам совершать сделки по покупке ценных бумаг иностранных эмитентов. В частности, ЦБ РФ попросил брокеров лишить "неквалов" возможности покупать иностранные акции в мобильных приложениях, при этом сохранив для них возможность продавать такие бумаги.
Перед этим Банк России представил на суд профессионального сообщества "Концепцию по совершенствованию защиты розничных инвесторов". Там помимо упомянутого ограничения содержится ещё ряд предложений, в том числе сужение возможностей для маржинальной торговли. Однако главными, вызвавшими бурную дискуссию среди брокеров и трейдеров, стали усложнение получения статуса квалифицированного инвестора и отлучение лиц, не имеющих такого статуса, от наращивания портфеля иностранных активов.
Речь идёт именно об увеличении таких вложений. "Мы специально в своих докладах акцентировали внимание, мы говорили о неувеличении позиций, поэтому всё, чем будет владеть неквалифицированный инвестор на момент реализации соответствующих положений, — он может это сохранить, может это продать квалифицированному инвестору или, как позволяет наша инфраструктура, на соответствующий рынок, где это эмитировано, — подчеркнул на пресс-конференции заместитель председателя ЦБ РФ Филипп Габуния. — Таким образом, специально принудительно заставлять инвесторов продавать что-либо планов нет". По его словам, данные ограничения не планируется вводить навсегда. Их можно будет снять "в том случае, когда мы поймём, что кастодиальный риск приемлемый или мы понимаем, как им управлять". Однако когда это произойдёт, по его словам, сказать сложно.
Исключениями из нового запрета планируется сделать покупки ценных бумаг иностранных эмитентов, выпущенных в соответствии с законодательством РФ, а также акций компаний, формально зарубежных, но ведущих свою основную деятельность в России (например, X5 Group).
Покупать запрещённые активы инвесторы смогут только в целях закрытия ранее открытых коротких позиций.

Популярная тема

Инвестиции в иностранные акции в последние годы стали локомотивом развития российского фондового рынка. Первой начала осваивать эту нишу Санкт-Петербургская биржа, позже переименованная в СПБ Биржу. На ней можно было купить около 2 тыс. акций крупнейших международных компаний, в основном американских и европейских. К июню 2022 года этой возможностью воспользовались более 1,7 млн инвесторов.
Крупнейшая в России по совокупным оборотам Московская биржа подключилась к популярной теме позже, только в 2020 году. Но уже к началу 2022-го на ней можно было купить и продать акции и депозитарные расписки 600 иностранных компаний. В течение текущего года биржа планировала довести их число до 1,5 тыс.
По оценке Банка России, по состоянию на конец 2021 года российским инвесторам принадлежали иностранные акции и облигации на общую сумму 1,7 трлн рублей. Это почти 18% от стоимости всех ценных бумаг, находящихся на руках физлиц на тот момент (9,6 трлн рублей).

Запоздалая реакция

После начала специальной военной операции РФ на Украине значительная часть активов, права на которые учитывались иностранными депозитариями, оказалась заблокированной. Так, с 28 февраля европейские депозитарии Euroclear и Clearstream перестали осуществлять стандартные операции с Национальным расчётным депозитарием (НРД), входящим в группу Московской биржи. А в конце мая ЦБ РФ приостановил торги иностранными ценными бумагами, заблокированными в международных депозитариях. Речь шла об акциях на счетах не только НРД, но и Бест Эффортс Банка, депозитария СПБ Биржи. Эти бумаги были переведены в неторговые счета.
Банк России весной оценивал масштаб проблемы только с заблокированными акциями в 320 млрд рублей. Всего в той или иной степени столкнулись с проблемой блокировки активов на счетах 5 млн российских инвесторов — это пятая часть от их общего количества.
Автор: "ДП"
Автор: "ДП"
Запрет на торговлю заграничными бумагами для неквалифицированных инвесторов выглядит в этой ситуации запоздалым. Риск уже реализовался. Вряд ли кто-то из россиян в здравом уме сейчас рассматривает всерьёз покупку иностранных ценных бумаг через российского брокера.
Что касается построения российскими брокерами, имеющими зарубежных "дочек", схем по предоставлению доступа к западным торговым площадкам через иностранных брокеров, то Габуния сказал, что ЦБ РФ будет призывать инвесторов не идти таким путём, а также будет работать с отечественными компаниями, "чтобы не возникало мостиков, когда через наших профучастников продаются услуги иностранного брокера".

Квалификационный барьер

Число квалифицированных инвесторов на 1 июня текущего года в Банке России оценивали примерно в 0,5 млн человек, то есть в 2% от всех физлиц, имеющих счета на бирже. Вполне вероятно, что, пока идёт обсуждение вышеупомянутых новаций, эта когорта вырастет кратно.
Тем более что одновременно с запретом покупать иностранные бумаги "неквалам" регулятор предложил и увеличить имущественный ценз для перехода в категорию "квалов" — с 6 млн до 30 млн рублей. Такой суммой активов должен обладать инвестор, чтобы обрести квалифицированный статус. Причём и к составу этих активов регулятор будет более придирчив.
"Мы предлагаем учитывать в составе активов только ликвидные активы, располагаемое имущество, а не квартиру, которая досталась в наследство от бабушки, — предупредил руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута. — Это денежные средства, ликвидные ценные бумаги, которые не обременены, и так далее".
Те, кто сейчас обладает высшим статусом, сохранят его. А тем, кто захочет получить его сейчас, пока достаточно иметь на 6 млн рублей активов либо удовлетворять одному из трёх других требований. Первое — получить высшее образование в вузе, который может аттестовать студентов в сфере профессиональной деятельности на финансовом рынке. Либо сдать экзамен на квалификационный сертификат аудитора, специалиста финансового рынка, страхового актуария или сертификат типов FRM, CFA или CHA.
Второй вариант — иметь опыт работы с ценными бумагами, то есть не менее 3 лет проработать в компании, которая занимается ценными бумагами, или не меньше 2 лет в организации, которая сама является квалифицированным инвестором.
Наконец, можно просто обладать достаточным опытом инвестирования. Это означает, что оборот по всем совершённым инвестором сделкам за последний год перед подачей заявления на статус "квала" должен составлять не менее 6 млн рублей, причём нужно совершать как минимум одну сделку в месяц и не менее 10 сделок за квартал.
Вот этот последний вариант, даже если сумму необходимых сделок увеличат до 30 млн рублей, представляется самым доступным путём в квалифицированные инвесторы. Совершая частые сделки, да ещё и с кредитным плечом, можно легко наторговать за год хоть на 100 млн рублей, имея счёт в 50-100 тыс.

Инфраструктура пострадает

Поэтому, в общем, не очень понятно, почему представители биржевой и брокерской инфраструктуры так тревожатся по поводу предложенных Банком России новаций. Разве что они ожидают, что эту лазейку с активной торговлей вскоре прикроют.
"Мы считаем такие ограничения чрезмерными, они могут серьёзно осложнить жизнь российским инвесторам и нашему фондовому рынку в целом, — сообщил “ДП” Дмитрий Леснов, руководитель управления развития клиентского сервиса ФГ ” Финам ”. — Пока сложно оценить все возможные последствия, но они точно будут существенными. Однако уже сейчас очевидно, что главный риск — значительное сокращение торговых оборотов биржи и всех профучастников, что в свою очередь приведёт к падению доходов и, как следствие, негативно отразится на уровне сервисов и качестве инвестиционных продуктов для клиентов российских брокеров. Такая инициатива никого не защитит, а приведёт к обратному результату: инвесторы уйдут к иностранным брокерам. Или хуже того — попадут в руки мошенников, которые из-за подобных ограничений получат массу преимуществ и начнут ещё более активно заманивать неопытных инвесторов. Более точно просчитать все последствия для российской инвестиционной индустрии мы сможем только после принятия итоговой формулировки. Пока это только инициатива, которая ещё будет обсуждаться с профессиональным сообществом".
Ответ от пресс-службы Московской биржи был более сдержанным. Там тоже пообещали, что биржа изучит предложения регулятора и планирует участвовать в их дальнейшем обсуждении, а также подчеркнули, что у неё "высокодиверсифицированная продуктовая линейка для всех типов клиентов, в том числе для неквалифицированных инвесторов".
СПБ Биржа, которая в плане инструментария гораздо менее диверсифицирована, заявила в официальном сообщении, что не согласна с концепцией ЦБ РФ по ограничению прав неквалифицированных инвесторов на торговлю иностранными ценными бумагами.
"Реализация этих предложений негативно повлияет на долгосрочное развитие всего российского финансового рынка, — сказано в тексте сообщения. — Масштабы этого негативного влияния могут оказаться несоразмерны рискам, о которых заявил регулятор. Предложенная концепция усилит недоверие частных инвесторов к российской финансовой инфраструктуре и повысит их инвестиционные риски. Мы полагаем, что только в диалоге с участниками рынка могут быть выработаны сбалансированные меры, которые в текущей беспрецедентной ситуации ограничат риски инвесторов, но не лишат их и участников рынка имеющихся возможностей".
СПБ Биржа в последние месяцы, столкнувшись с проблемой блокировки активов в так называемых недружественных странах, стала активно развивать новое направление — доступ российских инвесторов к торгам ценными бумагами эмитентов с листингом на Гонконгской бирже. 11 июля 2022 года прошли первые торги 12 такими бумагами. Пока к ним предоставляют доступ лишь несколько российских брокеров, но в дальнейшем их список, как и перечень торгуемых гонконгских бумаг, планировалось расширять. Теперь можно предположить, что это расширение продолжится, но уже без прежнего энтузиазма.
Акции СПБ Биржи в день обнародования "Концепции по совершенствованию защиты розничных инвесторов", 20 июля, упали на 14%. В ходе торгов падение достигало 23%. Всего с ноября 2022 года, когда они начали торговаться на Московской бирже, падение составило более 90%.

Токсичные активы

Выиграть от запрета ЦБ РФ могут управляющие компании — они-то смогут совершать операции на биржах дружественных стран, где активы не блокируют. В том же Гонконге, например. И будут предлагать "неквалам" в целях диверсификации паи инвестиционных фондов, вкладывающих средства в зарубежные ценные бумаги, пусть и из ограниченного списка.
Однако далеко не все управляющие в принципе видят смысл в трансграничной диверсификации вложений, тем более когда её риски сильно увеличились.
"Тут недавно на конференции НАУФОР одна из топ-менеджеров УК предложила представителям Банка России рассмотреть выкуп заблокированных иностранных ценных бумаг, — вспомнил Алексей Астапов, заместитель председателя правления УК “Арсагера”. — Видимо, эта идея тоже как-то повлияла на позицию ЦБ. С одной стороны, конечно, не очень приятно, когда что-то ограничивают. С другой стороны, риски мест хранения иностранных активов на текущий момент являются запредельными, а интеллектуальный уровень большинства российских инвесторов таков, что они будут отправлять деньги на западные рынки до тех пор, пока там у них не отберут все их накопления. При этом отметим, что до сих пор приобретение на ИИС таких акций, как, например, Lockheed Martin (производитель оружия, убивающего россиян), спонсируется российским государством посредством налоговых льгот".
С одной стороны, логика ЦБ понятна. После февральских событий и ужесточения санкций огромное количество частных инвесторов (причём как квалифицированных, так и неквалифицированных) пострадало от блокировки иностранных ценных бумаг в зарубежных депозитариях. И регулятор хочет оградить новых покупателей этих активов от возможной блокировки в тех депозитариях, которых санкции пока не коснулись. С другой стороны, рынок ждёт от регулятора прежде всего решения проблем инвесторов, возникающих не по их вине, а не запретительных мер, которые только ухудшают инвестиционный климат в стране. Но к сожалению, в вопросе помощи сотням тысяч инвесторов, уже пострадавших от блокировок их активов, он пока ведёт себя инертно.
Илья Коровин
председатель Национального союза частных трейдеров и инвесторов на финансовых рынках России
Я не могу спрогнозировать масштаб потерь рынком инвесторов. Предложения ЦБ делают российский финансовый рынок менее привлекательным для розничных инвесторов, и меры могли бы быть мягче — масштаб существующих проблем отнюдь не соответствует изменениям, предлагаемым ЦБ. Мы надеемся найти с регулятором компромисс по крайней мере по некоторым вопросам концепции, где проблемы с доступом неквалифицированных инвесторов к иностранным ценным бумагам и критерии квалифицированного инвестора — наиболее важные.
Алексей Тимофеев
президент НАУФОР