Рынок DIY-ретейла в России сократился на 3% на фоне ухода IKEA и падения доходов

Автор фото: Ермохин Сергей
После рекордного роста в 2021 году в России сократился рынок DIY-ретейла: за первые 6 месяцев 2022-го на фоне роста цен и ухода IKEA его падение составило 3%.
Снижение оборота розничной торговли товарами для строительства и ремонта зафиксировали эксперты консалтингового агентства INFOLine. Аналитики обратили внимание, что в опубликованном 25 июля исследовании не учитывается инфляция, и напомнили, что в прошлом году прирост объёма продаж составил почти 19%, что стало лучшим показателем для рынка DIY за последние 10 лет.
"Это вселяло колоссальный оптимизм. Мы видели, как рос спрос на продукцию для строительства, как росла ипотека, активно развивался сектор ИЖС и в целом россияне стремились улучшать жилищные условия. Никто не ожидал того, что случилось 24 февраля 2022 года и насколько негативно это скажется на развитии отрасли", — отмечает глава INFOLine Иван Федяков .
Эксперты напомнили, что в марте продажи стройматериалов и товаров для ремонта увеличились на 35%, а по отдельным позициям объёмы продаж и вовсе подскочили на 50%. Такому ажиотажному спросу способствовало обесценивание рубля: после рекордного подъёма до 120 рублей за доллар стоимость американской валюты в первые весенние дни снизилась до 98,02 рубля.
В апреле покупатели начали подходить к тратам более взвешенно, в результате чего продажи вышеуказанных категорий товаров снизились в среднем на 25%, а сама тенденция сохранилась и по состоянию на начало второго полугодия. Специалисты INFOLine полагают, что падение спроса во II квартале прежде всего обусловлено снижением доходов населения (7-10%), значительным повышением цен на стройматериалы (+20% и выше), а также ростом кредитных ставок.
"Как следствие, зафиксировано рекордное снижение количества сделок с недвижимостью, обвал на рынке ипотеки и сокращение объёма ремонтных работ", — отмечают в INFOLine.
Автор: infoline.spb.ru
Отдельно аналитики подсчитали оборот розничной торговли ассортиментом Household и мебелью. Оказалось, что на фоне закрытия магазинов IKEA и последующего ухода компании с российского рынка он снизился более чем на 10%. По оценкам экспертов, доля шведско-нидерландской компании в этом сегменте составляла не менее 20% рынка.
А вот цены на DIY-товары в период с января по июнь выросли в среднем на 23% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Для мебели и товаров из категории Household прирост составил 16%. Согласно прогнозам специалистов, рост цен на дефицитные позиции осенью и снижение доходов покупателей приведёт к дальнейшему падению объёмов потребления, к концу года оно может превысить 10-15%.
Ранее "ДП" рассказывал о ситуации с fashion-ретейлом, которому из-за ухода шведского бренда H&M с российского рынка грозит деградация: полноценной замены компании в России нет, а занять площади в торговых центрах, где ранее располагались Zara или H&M, российские предприниматели не смогут. Подробности — в материале "ДП".