H упало, М пропало: уход шведского бренда ведёт к деградации fashion–ретейла

Автор фото: Shutterstock

Полноценной замены компании в России нет.

Шведская H&M Group (H&M, H&M Home, Monki, COS, &Other Stories) заявила об уходе с российского рынка, её ущерб от этого составит порядка $192 млн. Перед окончательным уходом компания планирует распродать в офлайн–магазинах остатки товара. По данным Nikoliers, у H&M Group насчитывается 23 магазина в Петербурге. Среди последних открытий — три магазина на Большом проспекте Петроградской стороны, 59 (COS, &Other Stories и H&M Home), в мае 2021 года.
Уход компании на фоне текущих событий был ожидаем. По словам экспертов, он негативно скажется на рынке fashion–ретейла. Основательница модного дома KOGEL Fashion House Ася Когель подчёркивает, что полноценных аналогов H&M в России нет. Среди самых крупных игроков можно назвать Melon Fashion Group (Zarina, befree, Love Republic, sela), но обороты компании не идут в сравнение со шведским гигантом.
В Петербурге довольно много локальных брендов, они востребованы, но полноценным и конкурентным рынок может быть только в разнообразии, крупные массмаркет–бренды нужны, но в России их такого масштаба, как H&M, нет: не выросли.
"Компании не росли не потому, что им мешал H&M, экономическая ситуация складывается так, что у российского предпринимателя нет возможности открывать такие производства и выстраивать глобальные процессы. С уходом шведской компании мы не получим улучшения условий для развития своего рынка, а потеряем игроков и конкуренцию", — говорит она.
От ухода крупных компаний особенно страдают ТЦ. Занять площади, в которых ранее располагались Zara или H&M, российские предприниматели не смогут. Хотя последнее время в ТЦ стали появляться менее известные бренды. По словам Аси Когель, закрытие западных гигантов и снижение трафика изменит тенденцию в худшую сторону.
"Покупатель приходит в те магазины, которые хорошо знает, и заодно заходит в новые небольшие, давая и им трафик и выручку. Соответственно, закрытие первых приведёт к снижению спроса и кассовым разрывам и у вторых, такие примеры уже есть, через месяц–два они не вытягивают аренду", — отмечает она.
Мнения других экспертов о дальнейшей судьбе рынка разнятся. Руководитель отдела аналитики исследовательской компании NTech Дарья Акимова считает, что он готов к перестановке сил. "Занять нишу H&M могут Lime, Zarina, Love Republic, Sela, beefree, Lichi, Aim Clo, Gloria Jeans, за последние годы они выросли и в плане модельного ряда продукции, качества и стиля, цены при этом остаются наравне с H&M", — указывает Акимова.
Эксперты считают, что спрос, которым пользовались товары шведского ретейлера, перераспределится. По мнению Аси Когель, у российских игроков он немного увеличится, но глобального роста они не увидят. Однако приток новых клиентов поможет им частично компенсировать падение рынка.