Стартапы-однодневки могут расцвести на льготах для IT

Автор фото: Владимир Гердо/ТАСС

На налоговые льготы для IT теперь имеют право претендовать совсем небольшие компании. Это может привести к созданию стартапов–однодневок, опасаются в отрасли.

В конце прошлой недели президент Владимир Путин подписал поправки в Налоговый кодекс, расширяющие льготы для IT–отрасли. Документ был подготовлен Минцифры совместно с Минфином. Налог на прибыль для IT–компаний теперь составит 0%, режим будет действовать до декабря 2024 года.
Объём страховых взносов установлен на уровне 7,6%. Также расширен критерий видов выручки, по которым компании могут претендовать на льготы. В частности, это выручка за внедрение российских продуктов на рынок, от продажи рекламы на своих платформах, от предоставления платного доступа к контенту (фильмам и музыке). Также теперь к льготам допускаются компании, получающие выручку за оказание образовательных онлайн–услуг через онлайн–платформы, разработку и продажу российских программно–аппаратных комплексов.
На льготы также смогут претендовать поставщики SaaS–решений через закрытые сети. Требование к доле IT–выручки в общей выручке компании снижено с 90 до 70%. Все изменения считаются действующими с 1 января 2022 года из–за возможности обратной силы актов законодательства о налогах и сборах, если они улучшают положение налогоплательщиков. Также до 1 августа будет изменён порядок аккредитации IT–организаций для получения льгот.
Одной из самых любопытных новаций является исключение критерия минимального количества сотрудников. Теперь их может быть меньше семи, так что на льготу вправе претендовать совсем небольшие компании и стартапы, обращает внимание Ксения Лаврова, pr–специалист компании по веб–разработке Pitch. Однако есть одна загвоздка. Это может со временем привести к появлению компаний–однодневок.
Согласно подписанному документу, компании, которые проведут реорганизацию после 1 июля 2022 года или будут созданы в результате реорганизации (за исключением преобразования), не смогут воспользоваться льготой. Исключение будет касаться реорганизованных компаний, которые уже получали льготу по налогам и страховым взносам до 1 июля 2022 года. Выходом может стать регистрация новой компании. И некоторые из них создаются исключительно для получения льгот, а именно — отсрочки от армии и IT–ипотеки для сотрудников.
"Думаю, компании–новички будут появляться ещё какое–то время. Но не стоит ожидать от них особой деятельности. Я слышала про случаи, когда старые компании, ранее не занимавшиеся IT, регистрируются в качестве стартапов и дополняют свою сферу деятельности в документах. Просто чтобы получить льготы", — рассказывает Лаврова.
Никита Кораблинов, CEO Hornhoo, наоборот, положительно оценивает отмену критерия по количеству человек в компании.
"Россия нуждается в стартапах — это один из путей к скорейшему импортозамещению. Поэтому государство старается сделать ставку на развитие IT–отрасли, вводя подобные льготы. Но достаточно ли предложенных льгот? На этот вопрос нет ответа, всё субъективно. Я считаю, достаточно. Кроме того, в стране всё ещё остались венчурные инвестиции. Например, Skolkovo Ventures. Новые стартапы и не переставали появляться. Энтузиастов в нашей стране очень много. Данная мера лишь простимулирует интерес", — уверен он.
Константин Рензяев, генеральный директор CorpSoft24, рассказал, что знает несколько IT–стартапов, которые не смогли воспользоваться льготой как раз из–за требований по количеству сотрудников. "Потому что среднесписочная численность была меньше семи человек. Но они от этого не переставали быть IT–компаниями", — говорит эксперт.
Дмитрий Кичко, генеральный директор ГК "Эдит Про", замечает, что количественный критерий больше касается не стартапов, а микробизнеса. "Речь о компаниях по типу семейных, которые обслуживают несколько организаций и этим живут", — поясняет он.

Не всем повезёт

Кораблинов замечает, что благодаря расширенным льготам, в частности уменьшению страховых взносов, должна подняться и средняя заработная плата IT–специалистов. Единственный минус предложенных изменений, по его мнению, состоит в том, что ИП не попадают под льготы.
С тем, что льготы по–прежнему охватывают не всю IT–отрасль, согласен Александр Санин, коммерческий директор компании "Аванпост". "Под IT–компаниями подразумеваются только разработчики. Многие другие организации, связанные, к примеру, с интеграцией, дистрибуцией или консалтингом, айтишниками не считаются", — объясняет он.
Ксения Лаврова очень критично относится к инициативам государства. "Ситуация, на мой взгляд, не изменится. Из введённых льгот могу только отметить налог на прибыль. Я считаю, что спустя 5 месяцев государство так и не стало предлагать по–настоящему полезную помощь для IT. Я говорю о прозрачной системе получения грантов и льготных кредитов, снижении уровня бюрократизации при их получении", — настаивает она.
"Такие льготы, как нулевой налог на прибыль и пониженные страховые взносы, в разной степени, но положительно скажутся на IT–компаниях. При этом части бизнесов, работающей по упрощённой системе налогообложения (УСН), уменьшение социальных взносов может навредить — это мешает снижать величину налога, которую предусматривает УСН. Но в совокупности две эти меры одновременно окажут, безусловно, положительный эффект", — рассуждает Александр Санин.
Дмитрий Кичко считает, что сокращение налогов и страховых взносов, конечно, полезно. Но некоторые конкурентные преимущества из–за снижения требований теряются. В перечень получателей льгот попадают предприятия, напрямую не связанные с IT–деятельностью.
Константин Рензяев резонно замечает, что налоговые льготы для любой отрасли — это благо, ведь не секрет, что налоговая нагрузка в России высока. "Из новых льгот конкретно для нашей компании очень полезен пункт про уменьшение доли IT–услуг с 90 до 70%. Это позволит нам оказывать больше услуг, не боясь потерять льготы", — поделился он.