Точка или запятая? Уход McDonald's увеличил выручку петербургского фастфуда

Автор фото: Ермохин Сергей
Открытие ресторана "Вкусно и точка" на Каменоостровском пр.

Возвращения сети под новым именем городские заведения не боятся.

В Петербурге и Ленобласти наконец–то начали работать рестораны новой сети "Вкусно — и точка", пришедшей на смену покинувшему российский рынок патриарху мирового фастфуда. До осени компания намерена вернуть к работе все заведения, а к концу года даже увеличить их количество. На данный момент в Петербурге и области насчитывается более 80 точек бывших ресторанов McDonald’s, а в целом по стране — 850. К концу года планируется довести их количество до тысячи.

Ускоренная разморозка

Как рассказали корреспонденту "ДП" в обновлённой сети, 99% их поставщиков — российские. Среди постоянных — "Мираторг" и "Белая дача". Иностранные компании тоже пока исправно продолжают поставлять продукцию. Что касается напитков, то у ресторанной сети есть запасы сoca–сola zero.
Пока рестораны продают еду в упаковках без логотипов, открываются без наружных вывесок и предлагают ограниченное количество позиций из меню, ссылаясь на то, что запуск проекта происходил в сжатые сроки. Сейчас процессы постепенно налаживаются. Руководству "Вкусно — и точка" ещё предстоит решить, как быть с импортным оборудованием, когда оно придёт в негодность.
Сумму инвестиций, потребовавшихся для перезапуска, в сети не разглашают. Отказались представители компании комментировать и условия аренды, на которых они продолжат работать. Ранее управляющие компании торговых центров публично заявляли о своих намерениях пересмотреть ставки в связи с падением выручки сети из–за простоя.
Старший консультант Rusland SP Retail Денис Неробеев полагает, что условия аренды для сети останутся теми же, что были закреплены в договоре. За время "заморозки" работы компания сохранила штат, сейчас продолжает вести набор персонала.
Благодушно к новой сети настроены и в Смольном. "Мы сотрудничаем с компанией, оказываем помощь в подборе молодых специалистов, обсуждаем точки роста, ребрендинг. В Петербурге компания обеспечивает 6 тыс. рабочих мест. Компания не уходила в режим простоя, платила среднюю зарплату и премии", — отметил во время церемонии открытия ресторана на Каменноостровском проспекте первый заместитель председателя КППиТ Александр Ситов. Ранее сообщалось, что компания готова принять на работу сотрудников IKEA, которые высвободятся после ухода ретейлера с российского рынка.
Кстати, на транспортных узлах (на вокзалах, в аэропорту) все эти месяцы продолжал работать обычный McDonald’s по франшизе (держатель франшизы — "Росинтер"). Эти рестораны будут работать до 2023 года. Хотя, по свидетельствам очевидцев, бигмак уже невозможно купить и там.

Конкуренты не дремлют

Трёхмесячная остановка работы McDonald’s не могла не повлиять на петербургский рынок фастфуда. Доля гиганта перераспределилась между другими игроками этого же ценового сегмента.
Сооснователь сети PITA’S Александр Крылов рассказал "ДП", что в его компании заметили увеличение выручки с первого же дня закрытия McDonald’s. Основатель и владелец сети "VЛАVАШЕ" Павел Крупин подтверждает, что точки его сети, находящиеся рядом с ресторанами McDonald’s, за прошлые месяцы выросли по обороту.
Гендиректор сети "Теремок" Виталий Свидовский, в свою очередь, считает, что спрос перераспределился не столько из–за ухода американской компании, сколько потому, что люди стали интересоваться другой кухней. Планы развития компании, по его словам, не зависят от успехов конкурента.
Проанализировав ситуацию с трафиком на рынке за последние месяцы, генеральный директор рекламно–маркетингового агентства "Креатерра СПб" Инна Новожилова говорит, что серьёзного передела рынка пока не произошло. "Клиенты–потеряшки" временно разделились на четыре группы: те, кто увеличил количество посещений прямых конкурентов (KFC, Burger King, Subway); перешедшие на другие форматы ("Теремок"); некоторые клиенты заняли выжидательную позицию, а часть и вовсе отказалась от фастфуда.
"ДП" уже писал, что в Петербурге появляется всё больше сетей быстрого питания на любой вкус: от бургеров и шавермы до азиатской кухни и ресторанов ЗОЖ. Однако, как отмечает Владимир Шершнев, управляющий партнёр 8956 Oblomoff food, по статистике, 9 из 10 из них закрываются в первый же год, а на горизонте 3 лет остаётся лишь 3% от первоначального количества. Хотя, разумеется, сравнивать "Вкусно — и точка" с небольшими новыми сетями неправильно.

Проблемы наследства

Прогнозировать, как будет складываться судьба новой сети, участники рынка не берутся. Пока оценить можно разве что pr–кампанию.
"Чтобы выдержать конкуренцию, надо по крайней мере оставаться на том же уровне по качеству продуктов и блюд, а желательно пересмотреть концепцию и предложить своё видение. И делать это, не отталкиваясь от американского бренда, который формировался десятилетиями, а строить свой уникальный бренд со своей философией", — рассуждает Александр Крылов. Владимир Шершнев возражает, что если сеть не будет ссылаться на преемственность, она многое потеряет.
Эксперты полагают, что логистические и операционные сложности, с которыми столкнулись зарубежные бренды (Burger King, KFC, Papa John's), могут обеспечить фору новым игрокам. Полноценно занять место McDonald’s у преемника вряд ли получится, но откусить большой кусок пирога он сможет.
"Настораживают первые шаги. Ребрендинг показал, что обратная связь с целевой аудиторией не налажена. В ответ на критику аргумент владельца был: “А что не так с логотипом? Нам нравится”. Хочется, чтобы помимо владельца нравилось и посетителям. Если “Вкусно — и точка” не сможет удержать планку стандартов, заданную McDonald’s, посетитель проголосует против нового бренда", — поделилась своим видением Инна Новожилова.
Павел Крупин считает, что новая сеть хотя и получит разовый эффект после открытия, не достигнет прежних высот. "Некоторые знакомые блюда исчезнут. Ценовая политика изменилась. Сеть сможет вернуть предыдущий ажиотаж только в случае возврата к старой политике цен. А такой возможности у неё нет. Это уже не самые дешёвые бургеры", — говорит он.