Пришли подготовленными: ПМЭФ обошёлся без сенсационных проектов

Автор фото: Фонд "Росконгресс"

Главными сюрпризами прошедшего ПМЭФ стали его участники. Неожиданных инвестпроектов не было, как и неожиданных инвесторов: крупнейшие соглашения заключены с государственными компаниями.

Петербург и Ленобласть подписали контракты на сотни миллиардов рублей. Впрочем, как выяснилось, подписание документа вовсе не означает его исполнение.
Вложения в недвижимость в этом году на петербургском стенде обсуждали мало. Самый увлекательный поворот случился с территорией Горская. На ПМЭФ–2021 город подписал соглашение о её развитии с компанией "Мегалайн", связанной с "Конкордом" Евгения Пригожина. Сотрудничество это властям было, судя по всему, навязано, и они старательно спускали его на тормозах в течение года.

Никого ни к чему не обязывает

Делать это слегка мешала активность "Мегалайна", который успел не только забросать комитет по инвестициям письмами и заявлениями о присвоении статуса стратегического инвестора, но и привлечь Агентство стратегических инициатив, объявить и провести международный конкурс на концепцию развития и пр. В мае в Telegram был слит протокол совещания у вице–губернатора Николая Линченко, из которого стало очевидно, что на территорию нашёлся более подходящий для Смольного кандидат — "Газпром". Предложив создать здесь туристический кластер и заручившись поддержкой яхтсменов, новый инвестор легко обошёл старого.
В итоге на ПМЭФ–2022 по Горской заключили новое соглашение. Председатель комитета по инвестициям Роман Голованов в "Экспофоруме", в перерывах между подписаниями аналогичных документов по другим проектам, заявил, что само соглашение о сотрудничестве не накладывает обязательств на власти. Позиция, заслуживающая уважения по крайней мере за свою прямоту.
"Мегалайн", судя по всему, сдаваться не намерен. А значит у этого сериала будет продолжение.
Второй громкий проект по недвижимости, всплывший на ПМЭФ, — Апраксин двор, навести порядок в котором власти пытаются со времён Матвиенко. На этот раз соглашение о намерениях по нему подписали с компанией GloraX. Опять же ни к чему не обязывающее, но тем не менее привлекающее внимание.

Новые герои Апрашки

Как поясняют источники, сейчас Апрашку хотят подвести под схему комплексного развития территорий. Правда, правового обоснования этому нет, по крайней мере пока. Заинтересованными лицами тут будут не только город и GloraХ, но и концерн "Питер", который с 2018 года имеет статус стратегического инвестора по этому проекту. Компания консолидировала порядка 64 тыс. м2 недвижимости на территории комплекса и является крупнейшим собственником. Она также претендовала на получение в инвестаренду городских корпусов, но отдавать разрушающиеся активы власти не спешат.
Иван Беркольцев, директор по развитию ООО "Концерн “Питер”", сообщил "ДП", что компания приветствует любые возможности для ускорения проекта развития Апраксина и сохраняет планы по участию в нём.
В целом снижение интереса к инвестиционным проектам в сегменте недвижимости было ожидаемым — сейчас фокус смещён на другие сферы. А учитывая позицию властей и их озвученное отношение к форумским соглашениям, сожалеть по этому поводу нет смысла.

Дали на дорожку

Самое громкое соглашение в дорожно–транспортной сфере заключила Ленинградская область. Вместе с банком ВТБ регион договорился о реализации крупных инфраструктурных проектов на основе ГЧП: 5–го и 6–го этапов Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), а также трамвая до Всеволожска.
"Ленинградская область сегодня имеет самые высокие темпы жилищного строительства на одного жителя. Нам невозможно активно развиваться с нашими высокими показателями, если мы не решим две проблемы: транспортное сообщение и развязки. По ряду территорий мы уже приостанавливаем выдачу разрешений на строительство, потому что понимаем: нет решения вопроса по транспорту", — заявил на ПМЭФ Александр Дрозденко.
Ясно, что подписанное соглашение ещё не гарантия реализации планов, однако президент ВТБ Андрей Костин заверил, что банк уже приступает "к проработке этих проектов, чтобы до конца года выйти на какие–то конкретные решения". Что касается трамвайной линии, ставку Ленобласть делает на сотрудничество с СПб ГУП "Горэлектротранс", писал ранее "ДП". При этом не исключается и участие инвестора.
У Петербурга выделяется соглашение с ДОМ.РФ о совместном развитии механизма инфраструктурных облигаций. По словам гендиректора ДОМ.РФ Виталия Мутко, до 2024 года институт готов инвестировать 150 млрд рублей в инфраструктуру Петербурга.
"Соглашение в целом общее, мы хотим развивать сотрудничество в направлении финансирования инфраструктуры в рамках нашей программы. И будем искать новые проекты, обрабатывать, смотреть, что соответствует её критериям, — рассказал “ДП” директор по инфраструктурным облигациям ДОМ.РФ Александр Аксаков. — Ключевой проект, который сейчас прорабатывается, — трамвайная линия “Славянка”. Ещё есть несколько на подходе. Это объекты и медицинской, и социальной инфраструктуры. Сейчас формируем пайплайн проектов с регионом, чтобы до конца этого года начать финансирование. По “Славянке” планируем осенью отнести на правительственную комиссию, чтобы одобрить проект и перейти к финансированию. По другим проектам у нас начальная стадия, определяются параметры. Для нас важно начать работу по первому, а потом масштабировать взаимодействие". Сумма займа на трамвай остаётся на уровне ранее озвученных 15 млрд рублей.

Потянулись за льготами

Пожалуй, одним из главных трендов соглашений в области промышленности в этом году стали льготы и гарантии со стороны властей.
Так, петербургский производитель двигателей "ОДК–Климов" (входит в "Ростех") заявил инвестиционный проект на 37,7 млрд рублей. При этом он его реализует не на своей действующей новой площадке в Приморском районе, а в особой экономической зоне (ОЭЗ) "Санкт–Петербург", на площадке "Новоорловская".
Это соглашение подписали за закрытыми дверями, не пустив прессу, однако позднее детали проекта были всё же озвучены. На территории площадью 4,9 га к 2026 году компания построит несколько производственных зданий, в том числе производственно–конструкторский корпус, цеха разработки и комплекс для стендовых испытаний. Перед "ОДК–Климов" стоит задача увеличения количества выпускаемых двигателей, передал через пресс–службу первый замгендиректора Владимир Артяков.
Резиденты петербургской ОЭЗ пользуются налоговыми льготами. Так, они освобождены от налога на имущество, на землю и транспортные средства. А ставка налога на прибыль, отчисляемая в региональный бюджет, обнулена на 6 лет (с момента получения прибыли), после чего она составит 5% на 4 года.
Отметим, что это не первый государственный резидент ОЭЗ: ранее свои проекты в ней заявили другие "дочки" "Ростеха", а также "Россети" и "Газпром нефть". По оценке Тамары Рондалевой, гендиректора АО "Особая экономическая зона “Санкт–Петербург”", после трёх новых соглашений, подписанных на ПМЭФ, свободными останутся всего около 10 га земли.
Холдинг "Фармасинтез", владеющий предприятием "Фармасинтез–Норд" в петербургской ОЭЗ, заявил о желании заключить с властями Петербурга офсетный контракт. Этот механизм по сути представляет собой госзаказ в обмен на инвестиции. "Нас интересует заключение офсетного контракта. И компания инвестирует (в своё производство, расположенное в ОЭЗ. — Ред.) немаленький объём. Я бы попросил вас рассмотреть вопрос о заключении офсетного контракта. Это бы более мотивировало нас на дальнейшие инвестиции", — сказал президент холдинга Викрам Пуния после подписания на ПМЭФ соглашения о ведении технико–внедренческой деятельности на территории ОЭЗ.

Хабом будет

Одно из самых дорогих для Ленобласти соглашений губернатор Александр Дрозденко подписал с директором УК "Содружество" Александром Шендерюком–Жидковым 16 июня, в первый день ПМЭФ. К 2026 году "Содружество" построит в порту Усть–Луга новый зерновой терминал мощностью до 10 млн тонн. Инвестиции в проект оцениваются более чем в 30 млрд рублей.
Правительство Ленобласти поддержало этот проект ещё в марте этого года, поэтому подписание документа ни для кого не стало неожиданным. Однако планы "Содружества" на строительство оказались сдвинуты на 2 года. Изначально комплекс собирались расположить в бухте Батарейная в Ломоносовском районе, а правительство РФ даже выделило под него необходимый участок в мае 2020 года. В июне того же года против строительства выступили экологи и местные жители. На фоне общественного недовольства областная администрация отозвала своё согласование на размещение терминала.
"Необходимо проведение независимой государственной экспертизы проекта", — обосновали свою позицию в правительстве региона. В конце концов было принято решение перенести комплекс в Усть–Лугу. При этом, несмотря на неизбежно возросшие экономические издержки из–за растягивания сроков, строительство терминала остаётся актуальным в связи с перестраиванием цепочек импорта–экспорта.
На Северо–Западе активно развиваются проекты по перевалке зерновых — регион намерен стать крупным хабом для дальнейших поставок на азиатские рынки.
Области также удалось заключить и самое яркое соглашение — на 1,7 млрд, о строительстве ТРК "Звезда" — с Филиппом Киркоровым, являющимся соучредителем ООО "Строительные решения".
Объём подписанных соглашений такой большой, что, даже если будет реализована хотя бы часть проектов из подписанных 230 млрд рублей, это станет сильным стимулом для развития города. Реализация таких инфраструктурных проектов — это не только создание новых рабочих мест, но и, как показывает опыт Москвы, полное переосмысление городских пространств и, как следствие, повышение качества жизни горожан. Что, в свою очередь, даст дополнительный стимул развитию Петербурга, повысив его привлекательность как места для открытия офисов крупных компаний и жизни для их сотрудников. Причём уровень и опыт компаний, задействованных в процессе, таких как Газпромбанк, Росатом, GloraX и другие, позволяет надеяться, что соглашения будут реализованы.
Николай Казанский
управляющий партнёр Nikoliers
Дороги — опора транспортной инфраструктуры страны, ценнейший актив для социально–экономического роста. Модернизация дорожной отрасли происходит благодаря инфраструктурным проектам, в том числе в формате ГЧП. Эффективность этого механизма показана на примере строительства и эксплуатации трассы М–11 "Нева". Проект по строительству 5–го и 6–го этапов Широтной магистрали скоростного движения, планируемый к реализации на условиях ГЧП в рамках соглашения, подписанного на полях ПМЭФ, имеет все шансы на успех и укрепит позиции развития улично–дорожной сети Петербурга.
Алексей Никифоров
гендиректор ООО "Магистраль двух столиц"
Повестка ПМЭФ–2022, безусловно, отличается от деловой программы прошлых лет. Моё ощущение, что она стала нацелена на практическую пользу. Бизнес потянулся за эффективностью и конкретным результатом от участия. Итог от переговоров, встреч, обсуждений стал ключевым показателем, на который ориентируются представители организаций и предприятий, принявших решение приехать в этом году в Санкт–Петербург. Думаю, что изменилось восприятие форума со стороны бизнеса: сейчас не время для "посидели–поговорили", сейчас пришёл период "обсудили–сделали".
Татьяна Перемышлина
старший вице–президент — управляющий Петербургским филиалом ПСБ
Петербургский международный экономический форум 2022 года существенно отличается от предыдущих. Сейчас время новой экономической реальности, когда бизнесу необходимо действовать. Как известно, любой кризис — время возможностей. Санкт–Петербургская торгово–промышленная палата готова оказывать предпринимателям всестороннюю поддержку.
Владимир Катенев
президент СПб ТПП