В Петербурге упал спрос на специалистов по маркетингу, рекламе и PR

Автор фото: Сергей Ермохин

Компании пересматривают расходы, количество вакансий для специалистов снижается.

У петербургских работодателей второй месяц подряд снижается спрос на специалистов в сфере маркетинга, рекламы и PR. Как рассказал руководитель департамента аналитики "Зарплаты.ру" Юрий Михеев, в мае количество вакансий по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось на 34%. При этом число новых резюме увеличилось на 59%, а активность соискателей по числу откликов на размещённые вакансии выросла более чем на 50%. Ситуация следует общероссийской тенденции. В целом по стране зафиксировано снижение числа вакансий в сфере маркетинга и PR на 19% при росте числа новых резюме на 39%.

Кризис инвестициям не помеха

Наибольший спад отмечается в спросе на промоутеров (количество вакансий сократилось в 9 раз), контент–менеджеров (в 4 раза), pr–менеджеров и маркетологов (более чем в 3 раза). Медианная заработная плата, рассчитанная на основании опубликованных вакансий на "Зарплате.ру", за год увеличилась на 11%, а ожидания соискателей — на 16%.
"Снижение числа резюме связано с прекращением инвестиций в маркетинг, а также закрытием части площадок для размещения рекламы. Сыграл роль и уход существенной части иностранных брендов", — отметил Михеев. Однако вакансии продолжают размещать представители банковской сферы и телеком–операторы.
В телеком–компаниях рассказали, что действительно заинтересованы в специалистах сферы маркетинга. В пресс–службе Tele2 по Северо–Западу отметили, что средний стаж штатного сотрудника на данный момент составляет 4,5 года. При этом в компании происходит ротация кадров и продолжается наём: на сайте hh.ru представлены десятки вакансий от оператора.
По мнению руководителя департамента по маркетингу розничного бизнеса "Билайн" в Западном регионе Надежды Корниловой, сейчас речь идёт не столько о снижении, сколько о перераспределении расходов на рекламу в пользу digital. "Выросла потребность в специалистах со знаниями в области интернет–рекламы. Что касается направлений event и btl (непрямая реклама), то действительно есть снижение спроса на сотрудников подобного узкого профиля и у них могут быть сложности с поиском интересных позиций", — рассказала она.
В компаниях из сферы ретейла тоже за последние месяцы пересмотрели расходы на рекламу и PR. В "Ленте", например, изменили ряд планов и отказались от некоторых проектов из–за необходимости оптимизировать затраты. Однако общие инвестиции в маркетинг и рекламу компания не сокращала.
"Речь идёт о перераспределении каналов с учётом новых реалий. Например, вырос покупательский запрос на информацию о выгодных предложениях, что сказывается на коммуникациях с клиентами. Как показывает мировой опыт прежних пережитых кризисов, бренды, не прекращавшие рекламные кампании, смогли увеличить долю рынка и продаж. Потребитель продолжает покупать товары, но становится более избирательным, поэтому реклама важна как никогда. Сокращение инвестиций во время кризисов приводит к потере потребителей, которые переключаются на другие доступные бренды", — пояснили в пресс–службе.
Вакансии "Лента" тоже продолжает периодически размещать, например есть предложения для потенциальных сотрудников отдела дизайна, службы цифрового маркетинга и мерчандайзинга.

Тревожные вакансии

Между тем, по информации других джоб–порталов, спрос со стороны работодателей, упавший после 24 февраля, ближе к лету начал восстанавливаться. В hh.ru подтверждают, что падение было более заметно в начале весны: –26% вакансий в марте по сравнению с февралём, –23% в апреле по сравнению с мартом. Но после длинных майских выходных спрос на маркетологов и пиарщиков, а также других специалистов из этой и смежных сфер начал постепенно восстанавливаться.
Зато ситуация с соискательской активностью противоположная — после начала февральских событий петербуржцы стали активно мониторить рынок и следить за ситуацией на маркетинговом рынке (+16% новых резюме за март). А вот ближе к лету активность начала спадать. Связано это может быть с несколькими причинами: традиционное "летнее" настроение, когда соискатели менее активны в поиске работы, плюс люди действительно стали успокаиваться и реже изучать ситуацию.
Как отмечает руководитель пресс–службы hh.ru Северо–Запад Мария Бузунова, наибольшее падение доли маркетинговых вакансий наблюдается в отраслях, прямо или косвенно пострадавших от санкций. Так, на треть (до 30% в каждой) сократилось число маркетинговых вакансий у компаний из ресторанно–гостиничного бизнеса, у транспортных компаний и автобизнеса, в секторе искусства и массмедиа, а также в добывающей отрасли.
Есть ряд отраслей, где спрос на маркетологов и пиарщиков, наоборот, держится и даже растёт: строительство и недвижимость (+6% новых вакансий), финансовый сектор (+1%), приборостроение (+13%), компании, оказывающие услуги населению, — фитнес, бьюти, спорт (+34%), IT (+7%).
По данным SuperJob, вакансии для специалистов в сфере маркетинга, рекламы и PR в Петербурге в июне чаще всего размещают работодатели из ретейла, IT и телекома, услуг b2b, образования, фармацевтики. В компании тоже заметили восстановление активности работодателей после простоя в последние месяцы. Тем не менее на сегодняшний момент спрос на специалистов остаётся вдвое ниже, чем в феврале, и почти в 3 раза ниже, чем в июне прошлого года. Но по сравнению с апрелем вакансий стало больше на 29%.

Нужны мастера на все руки

В топ конкретных специализаций, на которые держится или растёт спрос в Петербурге, на SuperJob входят маркетологи (+7% новых вакансий). При этом, как правило, в данном случае работодатели вкладывают в обязанности таких специалистов максимально широкий спектр задач. Востребованы, судя по приросту вакансий, SEO–специалисты, копирайтеры, контент–менеджеры и медиабайеры. Спрос на аккаунт–менеджеров, менеджеров по рекламе, ASO– и SMM–специалистов, бренд–менеджеров и event–менеджеров падает.
Число вакансий, размещённых на платформе "Авито" в группе профессий "Маркетинг, реклама, PR", за последние пару месяцев выросло: по Петербургу — на 11%, по Ленинградской области — на 10%. Подавляющее большинство объявлений о найме публикуют компании Петербурга, на долю области приходится примерно десятая часть предложений. Если же сравнивать показатели мая 2022 года с маем 2021–го, то заметно снижение активности работодателей. По Петербургу вакансий стало меньше на 27%, по Ленобласти — на 15%.
"Чаще всего компании сейчас ищут маркетологов, которым адресовано 12% вакансий, smm–специалистов (10%) и менеджеров (8%). Также стало больше вакансий для менеджеров по рекламе и по работе с клиентами. Несмотря на то что эсэмэмщики входят в тройку самых востребованных специалистов, число вакансий для них за месяц сократилось на 21%. Это самое заметное снижение в группе профессий “Маркетинг, реклама, PR”", — рассказал управляющий директор платформы "Авито Работа" Артём Кумпель.
Медианная зарплата, которую предлагают работодатели на платформе, за год не изменилась и осталась на уровне 35 тыс. рублей в месяц, хотя при желании соискатели могут найти предложения по оплате в 3–4 раза выше.