Урок для учителя: какое будущее ждёт отечественное образование

Автор фото: google.ru/maps

Крупнейшему педагогическому вузу страны — Российскому государственному педагогическому университету им. А. И. Герцена в этом году исполнилось 225 лет. О контурах будущего отечественного образования и роли Герценовского в их формировании "ДП" рассказал ректор университета — доктор педагогических наук профессор Сергей Тарасов

Как РГПУ оценивает возможность создания большего количества программ специалитета?
— Для любого вуза важно ориентироваться не на ту или иную систему, а прежде всего на решение стратегических задач развития страны. Можем ли мы за 4 года бакалавриата подготовить специалиста для современной школы? Тем более что сегодня учитель должен быть не только предметником, но и воспитателем и психологом. Мы готовим педагогов как для городских школ, в том числе профильных, так и для малокомплектных школ в регионах, где учитель должен преподавать сразу несколько предметов на должном уровне. На мой взгляд, для такого образования необходимо не менее 5 лет. Это позволило бы также увеличить количество часов студенческой практики. Поэтому в отношении педагогического образования точно нужно усилить позиции специалитета, но не просто повторить его классический формат, а продумать новые модели.
Насколько востребован Герценовский университет среди иностранных абитуриентов?
— У нас учатся студенты как из сопредельных государств, так и из стран дальнего зарубежья. Большое количество студентов из Китая — 3 тыс. человек. К слову, 1 сентября мы открываем институт искусств в Шаньдунском педагогическом университете — крупнейшем профильном вузе КНР. Институт будет реализовывать программу двойного диплома. В 2021 году открылся филиал нашего университета в Ташкенте, в нём учатся уже более 400 человек.
Мы отмечаем заинтересованность иностранных студентов в гуманитарном, художественном образовании, в изучении русского языка, особенно в странах СНГ. И ждём как минимум сохранения, а как максимум — увеличения количества поступающих из–за рубежа и в этом году.
При отказе от Болонской системы снизятся показатели академической мобильности. Как быть с этим?
— Любой кризис — это возможность, верно? Я вижу потрясающие возможности для развёртывания академической мобильности во внутрироссийской системе образования. Если активизировать контакты между вузами, студенты из регионов смогут пройти стажировку в более крупных университетах, качественно дополняя свою профессиональную подготовку. В сфере педагогического образования это обеспечит одинаково высокий уровень подготовки будущих учителей. В последние годы мы работаем над объединением усилий в рамках Ассоциации развития педагогического образования, в которую входят профильные вузы.
Есть ли место в новой системе образования для советской традиции распределения кадров?
— Система распределения существовала в стране с другим социально–экономическим укладом. Вернуться к ней сегодня невозможно — и не нужно. Но целевая подготовка — это очень перспективное направление. Трёхстороннее соглашение "работодатель — студент — вуз" накладывает на всех его участников добровольные обязательства. Студент с самого начала имеет осмысленную профориентацию и гарантии трудоустройства. Как правило, практику он проходит уже на будущем месте работы и заранее вписывается в коллектив.
Проект РГПУ "Команда педагогов под ключ" — это один из форматов такой целевой подготовки?
— Безусловно. Этот проект подразумевает подготовку единого коллектива будущих учителей для конкретной школы. Причем, как правило, это вновь вводимые школы. В Петербурге и Ленобласти ежегодно вводятся десятки новых школ, формируются педагогические коллективы. В этих школах запускаются инновационные площадки — школьные кванториумы, IT–кубы. Вот как раз для таких объектов мы и готовим команды, готовые работать в инновационном режиме. Проект уже реализуется в Петербурге и Ленобласти. И с нового учебного года ещё две городские школы и одна областная получат свои команды выпускников. Уже состоялось несколько встреч с другими регионами. Интерес к проекту выразили и наши партнёры в Узбекистане.
Вопрос из школьной программы: каково, на ваш взгляд, будущее единого государственного экзамена?
— Независимая оценка качества образования необходима, именно в ней заключается функция этой итоговой аттестации в школе. Но к ней целесообразно добавить оценку достижений выпускника на протяжении всего периода обучения. Сегодня профессиональное сообщество работает над подходами к формированию портфолио достижений обучающегося, и мне кажется, что оно станет хорошим дополнением к ЕГЭ, которое поможет оценить потенциал и мотивацию.
Сегодня в моде краткосрочные программы и курсы, которые позволяют быстро получить навыки, востребованные на рынке. Как университет может вписаться в этот тренд?
— Мы тоже отмечаем популярность таких форматов получения допобразования. Сейчас ведём активную работу над дополнительными курсами для студентов, а также над программами повышения квалификации. Есть идеи для реализации на онлайн–платформах — так, скажем, проект цифрового университета, в который войдут курсы, интересные в рамках постдипломного образования.
В прошлом году на территории Герценовского университета открылся технопарк, на площадке которого преподаватели и студенты не только РГПУ, но и других вузов города реализуют свои идеи. В частности, в рамках деятельности технопарка большое внимание уделяется работе с психолого–педагогическими классами, создание которых сейчас осуществляется активно.
Звучит так, будто вуз расширяет свою аудиторию до целого города...
— Да, мы именно открываемся нашему городу. И не только городу — всей системе педагогического образования страны. Например, по поручению министерства разрабатываем для регионов модели сотрудничества вузов с системами образования. А что касается Петербурга, то мы стремимся стать культурно–образовательным, научным центром, общественным пространством — такой площадкой, где интересно. По выходным все желающие смогут посетить территорию университета и увидеть изнутри наш архитектурно–ландшафтный ансамбль, который находится в самом центре города. Впервые в этом году вуз принял участие в Ночи музеев, наши экспозиции, обсерватория, мероприятия открыты для всех желающих. В Петербурге и Ленобласти хорошо знают наши "Педагогические сезоны". На днях мы утвердили программу лекториев, мастер–классов для детей и родителей. Активностей, которые объединяли бы взрослых и детей, в сложившейся практике образовательной сферы пока существует мало, и мы таким образом стремимся вовлечь родителей в образовательный процесс их ребёнка. Такое родительское участие будет крайне полезным и в повседневной учебе школьников.
Чему РГПУ научился во время коронавирусного дистанта?
— Отвечу на примере. В начале пандемии мы запустили проект "Продлёнка на удалёнке". Студенты Герценовского университета в онлайн–формате помогали школьникам выполнять домашнее задание, проводили консультации. Идея оказалась очень успешной, и сейчас мы переформатировали её в "Продлёнку с Герценовским университетом". Теперь для школьников это дополнительные курсы, а для наших студентов — регулярная практика.
Онлайн–формат действительно даёт пространство для новых решений. Если существует телемедицина, почему бы не создать телеобразование?
— Думаю, это интересная идея. Например, преподаватели из разных вузов, представляющие разные научные школы, могли бы читать курс лекций–диалогов. И это только один из форматов, которых здесь может быть масса.
Вы — выпускник Герценовского университета. Насколько, по вашим ощущениям, "университет тогда" отличается от "университета сейчас"?
— Я считаю, что мне повезло так крепко связать судьбу со своим вузом. Из изменений я бы отметил уровень цифровизации и её возможностей, о которых мы в годы своей учёбы не могли и помыслить. Но больше хочу сказать о неизменном: наш университет был и остаётся инновационной образовательной организацией, даёт широкую подготовку, отличается комфортной средой общения преподавателя со студентом. Главное, чему обучают в этих стенах на протяжении веков, — это забота о человеке, поддержка развития его потенциала. 225–летняя история вуза основывается на этом ценностном фундаменте.