Участники рынка согласны с прогнозами Всероссийского союза страховщиков.
Безрадостные для отрасли прогнозы прозвучали на XXIII Международной научно–практической конференции "Страхование, образование и наука", которая состоялась в Петербурге на прошлой неделе. Элла Платонова, вице–президент ВСС, обнародовала два сценария для страховой отрасли на 2022 год от Института страхования ВСС. Первый, оптимистичный, предполагает снижение геополитической напряжённости и смягчение санкционного давления на Россию. "Если это произойдёт в III–IV квартале, тогда мы можем ожидать постепенного восстановления товарооборота, спроса и кредитования, снижения рисков продолжения падения доходов населения, избежания масштабной рецессии, реализации отложенного спроса, — перечислила Элла Платонова. — Совокупный объём премий в 2022 году при таком сценарии может сократиться на 5–10%".
Другой, более проблематичный сценарий исходит из того, что текущая ситуация с геополитикой затянется на продолжительное время, более года. В этом случае следует ожидать полномасштабного переформатирования экономики, перераспределения товарных цепочек, продолжительного снижения реальных доходов, сокращения корпоративных бюджетов. Совокупный объём страховых премий при этом может упасть в 2022 году на 15–25%.
Таким образом, негативный сценарий сотрёт все успехи, которых страхование достигло в прошлом году. Тогда рост объёма премий составил 17,5%. Он был обусловлен всплеском кредитования и низкой ключевой ставкой, объяснила Платонова. Драйверами стали страхование жизни, от несчастных случаев, добровольное медицинское страхование (ДМС) и каско. В 2020 и 2021 годах динамика страховых премий опережала рост ВВП (см. график). Доля премий превысила 1,6% ВВП.
Факторы влияния
"Кризис 2022 года будет, по нашим оценкам, ощутимее, чем в 2020–м, — заявила Элла Платонова. — В условиях снижения реальных доходов и потребительской активности на фоне ужесточения ДКП спрос на страхование сократится. Поддержат рынок обязательные виды и долгосрочные действующие полисы: ипотечное страхование и НСЖ. Добровольные виды страхования могут показать отрицательную динамику. Факторами влияния на рынок выступят инфляция, рост ключевой ставки и международные ограничения. Первоначальный шок миновал, происходит адаптация к новым условиям".
По словам Платоновой, инфляция будет влиять на отрасль через рост стоимости объектов страхования, что повысит размеры страховых сумм и премий. Увеличение цен на комплектующие и услуги увеличит убыточность. А из–за роста ставки произойдёт сокращение объёмов кредитования и увеличение привлекательности депозитов. Сжатие кредитного страхования выглядит в таких условиях неизбежным. Его доля в сборах составила в 2021 году 21%.

Спасибо господдержке
Ограничения привели к отказу международных перестраховщиков работать с российскими партнёрами, а также к обесцениванию международных активов, в которые страховые компании вкладывали часть своих резервов. Кроме того, возник дефицит комплектующих, необходимых для ремонта автомобилей и другого имущества.
Как рассказали представители ВСС, страховое сообщество разработало 77 мер поддержки, и больше половины уже реализовано или поддержано властями. Речь идёт прежде всего о смягчении регуляторных требований, например о переносе сроков обязательного увеличения уставного капитала на 1 год, смягчении требований к дебиторской задолженности и рейтингам, снижении ряда коэффициентов при расчёте рисков на капитал, переносе сроков введения новых форм отчётности и т. д.
Кроме того, для страховых компаний важны возможности маневрирования в тарифном регулировании, решении вопросов с международными расчётами и зарубежными инвестициями, а также замещения официально не поставляемых в РФ комплектующих параллельным импортом для урегулирования страховых событий.
Опрошенные "ДП" участники рынка в целом согласны с оценками ВСС перспектив отрасли в текущем году. "Но это именно номинальное падение, без учёта инфляции, — уточняет Антон Султанов, заместитель гендиректора СК “Двадцать первый век”. — Совсем упали виды, связанные со страхованием импорта, продажами автотранспорта, зарубежным туризмом. В связи с большой долей ОСАГО и ростом тарифов мы не ожидаем снижения сборов нашей компании: падение по добровольным видам компенсируется ОСАГО".
"Если всё пойдёт нормально, то даже с учётом инфляционной составляющей мы можем ожидать падения страховой премии на 5–10%, — говорит Алексей Кузнецов, гендиректор СК “Капитал–Полис”. — Понятно, что если инфляционная составляющая будет в районе 10–15%, то 5–10% падения автоматически превращаются в 15–20% в реальном выражении. Первый квартал 2022 года у нас получился очень хорошим, мы превысили показатели прошлого года, который тоже был успешным. Конечно, второй квартал показывает меньшую динамику, но мы рассчитываем, что размер премий в деньгах останется таким же, как и в прошлом году. Наши основные линии бизнеса, такие как добровольное медицинское страхование, каско и страхование грузов, безусловно, подвержены влиянию кризиса. Возможно, некоторое уменьшение сборов по ДМС, как в связи с релокацией части клиентов из IT–сектора, так и с общей тенденцией на снижение компаниями социальных расходов. Касательно полисов каско тоже всё понятно. Продажи автомобилей резко упали. Наше основное направление — это страхование подержанных, а не новых автомобилей, поэтому мы в меньшей степени зависим от этой ситуации".
Александр Баклушин, директор филиала АО "ОСК" в Петербурге, назвал оценки Института страхования ВСС достаточно точными. "Увеличение стоимости запчастей уже привело к увеличению стоимости ОСАГО (страховщики начали работать в верхних границах коридора), — поясняет он. — В каско, безусловно, значительно выпадает страхование новых автомобилей, фактически не работают и автокредитные программы, но желание защитить свой не новый автомобиль заметно возросло, как и средняя страховая премия в связи с увеличением стоимости автомобилей. Текущая ситуация подталкивает страховой рынок к усилению конкуренции и минимизации тарифов. Стратегическое решение нашей компании — не вступать в эту борьбу, жертвуя маржинальностью и устойчивостью бизнеса. Мы готовы к снижению общих сборов примерно на 30%, фокусируясь на сохранении высококачественного портфеля".
“
Мы прошли шок, но пока не знаем, какова будет модель развития в новых обстоятельствах. Перед страховым сообществом продолжает стоять целый ряд довольно сложных проблем, которые предстоит решать. Одна из самых существенных — это перестрахование. В настоящий момент перестрахование за рубежом, по сути, для нас закрыто. Государство и Центральный банк очень быстро и эффективно среагировали, докапитализировав Российскую национальную перестраховочную компанию. Однако надо думать, как развивать перестрахование. Может быть, создавать евразийскую перестраховочную компанию.

Игорь Юргенс
президент Всероссийского союза страховщиков
“
Сокращается рынок страхования жизни из–за снижения возможности инвестирования и рынок страхования грузов и грузоперевозок — ввиду изменения логистики. Пострадает моторное страхование вследствие снижения продаж новых автомобилей. Но если рецессия не будет долгой, то и объёмы страхования упадут ненадолго. Пока динамика сборов "РЕСО–Гарантия" в Петербурге и Ленобласти положительная: в каско — из–за подорожания автомобилей, в ОСАГО — из–за расширения тарифного коридора. Наш оптимистичный прогноз: сборы компании в регионе продолжат расти, а пессимистичный — останутся на прежнем уровне.

Дмитрий Большаков
заместитель генерального директора СК "Ресо–Гарантия"