Страховой бизнес рискует потерять до 25% премий за год

Автор фото: Ермохин Сергей

Участники рынка согласны с прогнозами Всероссийского союза страховщиков.

Безрадостные для отрасли прогнозы прозвучали на XXIII Международной научно–практической конференции "Страхование, образование и наука", которая состоялась в Петербурге на прошлой неделе. Элла Платонова, вице–президент ВСС, обнародовала два сценария для страховой отрасли на 2022 год от Института страхования ВСС. Первый, оптимистичный, предполагает снижение геополитической напряжённости и смягчение санкционного давления на Россию. "Если это произойдёт в III–IV квартале, тогда мы можем ожидать постепенного восстановления товарооборота, спроса и кредитования, снижения рисков продолжения падения доходов населения, избежания масштабной рецессии, реализации отложенного спроса, — перечислила Элла Платонова. — Совокупный объём премий в 2022 году при таком сценарии может сократиться на 5–10%".
Другой, более проблематичный сценарий исходит из того, что текущая ситуация с геополитикой затянется на продолжительное время, более года. В этом случае следует ожидать полномасштабного переформатирования экономики, перераспределения товарных цепочек, продолжительного снижения реальных доходов, сокращения корпоративных бюджетов. Совокупный объём страховых премий при этом может упасть в 2022 году на 15–25%.
Таким образом, негативный сценарий сотрёт все успехи, которых страхование достигло в прошлом году. Тогда рост объёма премий составил 17,5%. Он был обусловлен всплеском кредитования и низкой ключевой ставкой, объяснила Платонова. Драйверами стали страхование жизни, от несчастных случаев, добровольное медицинское страхование (ДМС) и каско. В 2020 и 2021 годах динамика страховых премий опережала рост ВВП (см. график). Доля премий превысила 1,6% ВВП.

Факторы влияния

"Кризис 2022 года будет, по нашим оценкам, ощутимее, чем в 2020–м, — заявила Элла Платонова. — В условиях снижения реальных доходов и потребительской активности на фоне ужесточения ДКП спрос на страхование сократится. Поддержат рынок обязательные виды и долгосрочные действующие полисы: ипотечное страхование и НСЖ. Добровольные виды страхования могут показать отрицательную динамику. Факторами влияния на рынок выступят инфляция, рост ключевой ставки и международные ограничения. Первоначальный шок миновал, происходит адаптация к новым условиям".
По словам Платоновой, инфляция будет влиять на отрасль через рост стоимости объектов страхования, что повысит размеры страховых сумм и премий. Увеличение цен на комплектующие и услуги увеличит убыточность. А из–за роста ставки произойдёт сокращение объёмов кредитования и увеличение привлекательности депозитов. Сжатие кредитного страхования выглядит в таких условиях неизбежным. Его доля в сборах составила в 2021 году 21%.

Спасибо господдержке

Ограничения привели к отказу международных перестраховщиков работать с российскими партнёрами, а также к обесцениванию международных активов, в которые страховые компании вкладывали часть своих резервов. Кроме того, возник дефицит комплектующих, необходимых для ремонта автомобилей и другого имущества.
Как рассказали представители ВСС, страховое сообщество разработало 77 мер поддержки, и больше половины уже реализовано или поддержано властями. Речь идёт прежде всего о смягчении регуляторных требований, например о переносе сроков обязательного увеличения уставного капитала на 1 год, смягчении требований к дебиторской задолженности и рейтингам, снижении ряда коэффициентов при расчёте рисков на капитал, переносе сроков введения новых форм отчётности и т. д.
Кроме того, для страховых компаний важны возможности маневрирования в тарифном регулировании, решении вопросов с международными расчётами и зарубежными инвестициями, а также замещения официально не поставляемых в РФ комплектующих параллельным импортом для урегулирования страховых событий.
Опрошенные "ДП" участники рынка в целом согласны с оценками ВСС перспектив отрасли в текущем году. "Но это именно номинальное падение, без учёта инфляции, — уточняет Антон Султанов, заместитель гендиректора СК “Двадцать первый век”. — Совсем упали виды, связанные со страхованием импорта, продажами автотранспорта, зарубежным туризмом. В связи с большой долей ОСАГО и ростом тарифов мы не ожидаем снижения сборов нашей компании: падение по добровольным видам компенсируется ОСАГО".
"Если всё пойдёт нормально, то даже с учётом инфляционной составляющей мы можем ожидать падения страховой премии на 5–10%, — говорит Алексей Кузнецов, гендиректор СК “Капитал–Полис”. — Понятно, что если инфляционная составляющая будет в районе 10–15%, то 5–10% падения автоматически превращаются в 15–20% в реальном выражении. Первый квартал 2022 года у нас получился очень хорошим, мы превысили показатели прошлого года, который тоже был успешным. Конечно, второй квартал показывает меньшую динамику, но мы рассчитываем, что размер премий в деньгах останется таким же, как и в прошлом году. Наши основные линии бизнеса, такие как добровольное медицинское страхование, каско и страхование грузов, безусловно, подвержены влиянию кризиса. Возможно, некоторое уменьшение сборов по ДМС, как в связи с релокацией части клиентов из IT–сектора, так и с общей тенденцией на снижение компаниями социальных расходов. Касательно полисов каско тоже всё понятно. Продажи автомобилей резко упали. Наше основное направление — это страхование подержанных, а не новых автомобилей, поэтому мы в меньшей степени зависим от этой ситуации".
Александр Баклушин, директор филиала АО "ОСК" в Петербурге, назвал оценки Института страхования ВСС достаточно точными. "Увеличение стоимости запчастей уже привело к увеличению стоимости ОСАГО (страховщики начали работать в верхних границах коридора), — поясняет он. — В каско, безусловно, значительно выпадает страхование новых автомобилей, фактически не работают и автокредитные программы, но желание защитить свой не новый автомобиль заметно возросло, как и средняя страховая премия в связи с увеличением стоимости автомобилей. Текущая ситуация подталкивает страховой рынок к усилению конкуренции и минимизации тарифов. Стратегическое решение нашей компании — не вступать в эту борьбу, жертвуя маржинальностью и устойчивостью бизнеса. Мы готовы к снижению общих сборов примерно на 30%, фокусируясь на сохранении высококачественного портфеля".
Мы прошли шок, но пока не знаем, какова будет модель развития в новых обстоятельствах. Перед страховым сообществом продолжает стоять целый ряд довольно сложных проблем, которые предстоит решать. Одна из самых существенных — это перестрахование. В настоящий момент перестрахование за рубежом, по сути, для нас закрыто. Государство и Центральный банк очень быстро и эффективно среагировали, докапитализировав Российскую национальную перестраховочную компанию. Однако надо думать, как развивать перестрахование. Может быть, создавать евразийскую перестраховочную компанию.
Игорь Юргенс
президент Всероссийского союза страховщиков
Сокращается рынок страхования жизни из–за снижения возможности инвестирования и рынок страхования грузов и грузоперевозок — ввиду изменения логистики. Пострадает моторное страхование вследствие снижения продаж новых автомобилей. Но если рецессия не будет долгой, то и объёмы страхования упадут ненадолго. Пока динамика сборов "РЕСО–Гарантия" в Петербурге и Ленобласти положительная: в каско — из–за подорожания автомобилей, в ОСАГО — из–за расширения тарифного коридора. Наш оптимистичный прогноз: сборы компании в регионе продолжат расти, а пессимистичный — останутся на прежнем уровне.
Дмитрий Большаков
заместитель генерального директора СК "Ресо–Гарантия"