Импортозамещение в ТЦ: Смольный инициирует передел fashion-рынка

Автор фото: Коллаж "ДП"

Власти Петербурга хотят заместить международные бренды одежды местными марками. Однако закрытые магазины иностранных компаний могут открыться под новыми вывесками.

В среду, 1 июня, Смольный анонсировал пилотный проект по замещению иностранных арендаторов, приостановивших свою деятельность или ушедших с российского рынка, петербургскими брендами одежды. В рамках него местные представители fashion-индустрии при финансовой поддержке властей должны занять освободившиеся торговые площади в ТЦ города.
Губернатор Александр Беглов выразил уверенность, что городские предприятия способны освоить значительную долю рынка. "Санкции — это не только вызов, но и новые возможности для раскрытия собственного потенциала. Необходима трансформация модели взаимодействия торговых центров с местными производителями одежды — не как с арендаторами, а как с резидентами торговых центров", — заявил градоначальник.
Как отметили в городской администрации, уже сформирован пул торговых центров, готовых предоставить площади. Отбор производителей одежды ещё ведётся, но новую модель обещают протестировать уже в ближайшее время.
Саму идею импортозамещения в сфере fashion ещё в апреле презентовал глава комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилл Соловейчик. По его словам, на замену ушедшим H&M, Nike, Zara, Bershka, Calvin Klein, Tommy Hilfiger, Victoria's Secret придёт продукция под брендом "Сделано в Санкт-Петербурге".
К тому моменту, по подсчётам Knight Frank, около 160 ретейл-компаний объявили о приостановке деятельности, а также поставок на территорию России. В том числе российские магазины временно закрыл крупнейший fashion-холдинг с испанской пропиской Inditex (бренды Zara, Bershka, Pull & Bear, Oysho).
Согласно данным Knight Frank, за последние годы всё больше российских производителей одежды, обуви и аксессуаров активно осваивает оффлайн-торговлю, открывая стационарные магазины и выходя за пределы онлайн-площадок. Вероятно, блокировка Instagram (принадлежит организации, признанной в РФ экстремистской) лишь ускорила этот процесс.
На долю Петербурга на рынке приходится 16%, 73% брендов — из Москвы, 3% — из Екатеринбурга, остальные — из других городов. Среди ключевых петербургских fashion-ретейлеров аналитики выделяют компании MelonFashionGroup (марки ZARINA, Befree, LOVEREPUBLIC и Sela), Pompa, UniqueFabric, URBANTIGER, GATE31.
Как отмечает президент Ассоциации "Палата текстиля и моды" Светлана Мельниченко, петербургские производители одежды способны наполнить освободившуюся нишу рынка своей продукцией, но может возникнуть проблема с реализацией товара, поскольку его ценовой диапазон выше, чем у зарубежных брендов, а покупательская способность населения, напротив, снижается. Однако при этом участники достигнут другой цели — повысят узнаваемость своих брендов.
"Раньше из-за огромной конкуренции продукция наших брендов, даже тех, которые работали примерно в этом же диапазоне цен, была не так востребована, поскольку люди о них не знали. Сейчас благодаря тому, что с рынка ушли крупные игроки, есть возможность этим брендам встать на их места и увеличить производство своей продукции", — полагает участник рынка.
По оценке Мельниченко, для того, чтобы предприятия смогли нарастить объёмы производства, им необходимо предоставить минимум один год бесплатной аренды в торговых центрах, которая отличается высокой стоимостью.
Региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia Евгения Хакбердиева считает, что дизайнерам потребуется около 2–3 лет, чтобы увеличить объёмы производства, поскольку для этого необходимо опробовать альтернативные логистические цепочки и наладить отношения с новыми поставщиками сырья.
"Сегмент ретейла сейчас характеризуется коротким горизонтом планирования в связи с тем, что большинство локальных брендов сталкиваются с проблемами доставки, логистики и дефицита сырья", — констатирует эксперт.
Смольный намерен предоставить предпринимателям цифровые сертификаты на аренду торговых точек, с помощью которых представители фэшн-индустрии смогут заключить с ТЦ смарт-контракты, предоплаченные городом. Однако сроки действия данных сертификатов в пресс-релизе городской администрации не указаны. В пресс-службе комитета по промышленной политике, инновациям и торговле на вопрос "ДП" об условиях сотрудничества с производителями одежды не ответили.
"Безусловно в краткосрочной и среднесрочной перспективе такие компании не заменят приостановивших работу арендаторов, но могут начать активно развиваться. Создание единой платформы для развития, это хорошая инициатива, но многое будет завесить от её фактической реализации. Помощь, исходя из озвученной информации, будет именно в части аренды и взаимодействия с торговыми центрами, что очень ценно для начинающих предпринимателей или предпринимателей без опыта продаж именно в розничных магазинах. Часто отношения с ТРЦ таким предпринимателям кажутся сложными. Данная городская инициатива поможет облегчить такое взаимодействие", — отмечает директор департамента торговой недвижимости PPF Real Estate Russia (собственник ТК "Невский Центр") Екатерина Трушлякова.
В то же время закрытые магазины иностранных компаний уже скоро могут открыться под новой вывеской, как это происходит в самых разных отраслях.
Так, в конце мая в Петербурге возобновили работу магазины, ранее принадлежавшие российскому подразделению польской компании LPP SA (бренды Reserved, Cropp, House, Mohito и Sinsay). В сообщении ТРК "Лето" говорилось, что они будут работать с новыми логотипами.
Хакбердиева отмечала, что многие зарубежные бренды продолжают искать способы для сохранения своего бизнеса в России.