На рынке загородного жилья Петербурга и Ленобласти продолжается инвестиционный бум. Игроки продвигают различные концепции, предполагающие аренду, либо приобретение недвижимости. Также предлагаются и разные форматы инвестирования.
"Деловой Петербург" провёл круглый стол об изменениях на рынке загородной недвижимости. Он получил мощный толчок с началом пандемии коронавируса и появлением моды на самоизоляцию. Сейчас его во многом поддерживают ограничения на поездки за границу.
"Существенный рост спроса на загородную недвижимость произошёл в 2020 году. Многие девелоперы обратили внимание на это направление, хотя раньше и бизнесом-то его не считали по сравнению со строительством жилых комплексов в городе", — рассказал Руслан Гайсин, председатель совета директоров ХК "Сити 78″ (реализует коттеджный посёлок премиального класса "Резиденция у озера").
"Сити 78″ специализируется на продаже участков в коттеджных посёлках без подряда. Но сейчас рынок очень сильно диверсифицируется с точки зрения предложения. Например, строительная компания REKKA HOUSE предлагает застройку посёлков в едином стиле по технологии сборно-монолитного домостроения. Это позволит существенно сэкономить время девелоперу и не потерять в качестве строительства. Таким образом клиент получает качественный и ликвидный дом, девелопер быстро реализует свой участок, а инвестор получает высокую прибыль.
Ряд компаний предлагают услуги строительства и последующего управления загородной недвижимостью. "Раньше была идея, что нужно иметь что-то своё. Сейчас всё уходит в пользу шеринга. Очень многие люди говорят: зачем машина, если есть каршеринг и такси? То же самое пришло и в недвижимость", — рассказал основатель сети smart-коттеджей ЁLKI Сергей Строкин. Коттеджи ЁLKI сдаются в аренду, при этом любой человек может стать инвестором проекта, купив в нём долю.
В комплексе Villingston объединили два подхода. "Наша основная идея состоит в том, что загородная дача должна быть удобной, — пояснил девелопер и основатель загородного гостиничного комплекса Villingston Денис Корсуков. — Любой человек может приобрести себе шикарную резиденцию, проживать в ней столько, сколько он захочет, причём абсолютно не заботясь о том, что происходит в самом доме, кто подстриг ему газон, что происходит с газовым котлом. Всё остальное время, когда собственник не отдыхает в собственном доме, резиденция приносит ему доход".
Идеи для инвесторов
Приобретение классической загородной недвижимости тоже рассматривается многими как инвестиция. Руслан Гайсин привёл в пример семью, которая купила сразу пять домов для сдачи в аренду. "Вкладываться в землю в коттеджных посёлках следует на старте продаж, когда проект только вышел на рынок. В таком случае цена будет минимальной, и когда посёлок будет достроен, она вырастет в разы — в зависимости от качества и уровня проекта. Однако, выбирая посёлок, нужно изучить репутацию девелопера и всю документацию", — поделился он советами для инвесторов.
Константин Малков озвучил предложение компании REKKA HOUSE: "Мы строим дома с внутренней отделкой за четыре месяца, после завершения строительства цена уже готового дома увеличивается на 30%". По его словам, прибыль инвестора может доходить и до 60% в год, если успевать реализовывать по несколько проектов.
Многие модели, которые сейчас продвигаются на рынке загородного жилья, схожи с моделями инвестирования в апартаменты. Но в коттеджах можно зарабатывать больше за счёт дополнительных услуг, отметил Сергей Строкин. "Мы можем сдать коттедж за 9 тыс. рублей, — рассказал он. — У нас средний сейчас 9500 рублей, это немаленький чек, прошлым летом доходило до 25 тыс. рублей за сутки, это я считаю очень хороший показатель. И в то же время мы можем очень много накручивать "допами" и "апселлами", такими как баня, велосипед в аренду, угли, розжиг. Воду мы продаем, чтобы людям было удобно, и многое другое. Эти "апселлы" исключены в апартаментах, вы не сможете продать там тапочки или угли для розжига".
"Доходность в центре города в среднем снизилась с 12–13% годовых до 8–10% годовых, — отметил Денис Корсуков. — Более отдалённые районы по некоторым локациям ещё большее падение показали. Что касается загородной недвижимости, здесь спрос постоянный". По его словам, доходность инвесторов Villingston составляет 12–16% годовых.
Альтернатива городу
По мнению Руслана Гайсина, у рынка загородной недвижимости в России огромный потенциал для роста. В коттеджных посёлках уже появляется вся полноценная инфраструктура, включая школы, детские сады и т. д. В краткосрочном же периоде девелоперы ждут оживления на ипотечном рынке. "Год будет очень сильно зависеть от кредитно-денежной политики нашего государства, — считает Руслан Гайсин. — Ключевую ставку понижают, спрос на ипотеку понемногу должен вернуться, потому что до 70% сделок (статистика моей компании) — это ипотечная история".
"Если посмотреть загородную недвижимость, у нас спрос превышает предложение", — отметил Константин Малков. По его словам, сейчас выгодны все формы инвестиций — строить и сдавать в аренду или строить для продажи.
"Наш рынок точно будет расти, — уверен Сергей Строкин. — Это будет рост и в количестве домов и в количестве клиентов. Мы за год построили 50 домов и до конца этого года достроим до 100 домов".
"Рынок растёт, — согласился с коллегами Денис Корсуков. — В этом году гарантированно будет расти, как и концентрация отдыха внутри страны. Быстрый отдых (просто на 1–2 дня съездить передохнуть) растёт и будет расти в ближайшие несколько лет, это точно".
Видеозапись круглого стола можно посмотреть по ссылке.