Детектив в конторе: петербургский нотариус отправил мошенников в суд

Автор фото: Shutterstock

На днях в Петербурге вынесли приговор двум мошенникам, которых удалось задержать благодаря своевременным и слаженным действиям нотариуса и правоохранительных органов. Случай далеко не первый. Он как нельзя более ярко иллюстрирует значение и степень ответственности ежедневной, казалось бы, рутинной работы нотариата.

То, что люди видят, приходя в нотариальную контору, — по сути, лишь верхушка айсберга. Принял документы, поставил подпись, принял оплату. Но за что? Этот вопрос возникает у многих. На самом деле в процессе приёма документов, а также после ухода заявителя нотариусами ведётся колоссальная напряжённая работа, и в случае ошибки, допущенной по вине нотариуса, он расплачивается своим имуществом.
Не стоит забывать, что все нотариусы по роду своей деятельности немного психологи. Уже с порога они оценивают посетителя с точки зрения трезвого и адекватного поведения, далее в обязательном порядке устанавливается личность, проверяется дееспособность гражданина, подлинность предоставленных документов. При возникновении сомнений нотариус имеет право задавать дополнительные вопросы. Так произошло и в случае с мошенниками по делу о наследстве в 2020 году, когда некий гражданин обратился к петербургскому нотариусу Надежде Шакун. Собеседница "ДП" вспоминает:
"Пришедший на приём посетитель, якобы единственный наследник умершей пожилой женщины, сразу вызвал у меня подозрение: что-то явно было не так. Так как оснований отказать в совершении нотариального действия у меня не было, я документы все приняла, проверила их, в том числе на специальном устройстве, которые предоставлены в пользование всех нотариусов города Нотариальной палатой. После подписания заявления я завела наследственное дело. Время, которое отводится на подготовку проекта заявления о принятии наследства, мы использовали для проверки, насколько обоснованны наши сомнения. Но коль скоро они появились, решили проконсультироваться с правоохранительными органами, где нам посоветовали написать заявление в полицию", — рассказала Надежда Шакун.
Была проведена специальная проверка — выяснилось, что человек совсем не тот, за кого себя выдаёт. Оказалось, что двое злоумышленников узнали о квартире, которая принадлежала скончавшейся одинокой женщине, и решили присвоить себе выморочную недвижимость (если у человека нет наследников, то его имущество переходит в доход государства как выморочное). Используя заведомо подложные документы, якобы подтверждающие родство с бывшей собственницей, они попробовали вступить в наследство на квартиру стоимостью более 4,5 млн рублей.
Но благодаря своевременно принятым нотариусом мерам по предупреждению правонарушения мошенники были задержаны представителями МВД. Несколько недель назад горе-наследники предстали перед судом и были приговорены к справедливому наказанию.
К слову, по предварительной договорённости с нотариусом заявителя, псевдонаследника, задержали прямо на приёме, когда злоумышленник пришёл за получением свидетельства о праве на наследство. Это опять же говорит о том, что большинство граждан недооценивают труд работников нотариата.
"Человек видит только момент, когда он сдаёт или уже получает документы. Просто мы стараемся сделать так, чтобы заявителю было максимально комфортно, а вся бумажная работа и согласования оставались бы для него за кадром. Бывает, это занимает несколько часов, а по наследственным делам доходит до нескольких дней, а порой — и месяцев. И в процесс вовлечён при этом не один работник, — подчеркнула Надежда Шакун. — Требования к нашей деятельности постоянно растут. Мы предлагаем сегодня оказание нотариальной помощи на очень достойном уровне: приём ведётся по записи, без очередей, организованы удобные офисы, кабинеты оснащены современной техникой, есть специальное оборудование для проведения дистанционных сделок и многое другое".
В последние годы нотариат всё больше включают в гражданский оборот именно с целью поддержания правопорядка и создания комфортной и безопасной среды в обществе. Одновременно с этим идёт постоянная работа по совершенствованию методов взаимодействия между нотариусами и госорганами. В результате у мошенников остаётся всё меньше лазеек для совершения правонарушений, а у людей, не сведущих в юриспруденции, не наделённых правовыми знаниями, появляется всё больше уверенности, что их интересы под защитой.