Сырые проекты и бесконечные переделки: реставрация часто заканчивается неудачей

Автор фото: Сергей Коньков
Двадцать два года назад я пришёл устраиваться на работу в крупнейший на тот момент проектный институт по реставрации архитектуры — ОАО "НИИ Спецпроектреставрация". И считаю этот день в своей жизни одним из самых удачных. В то время я заканчивал обучение в ГАСУ по специальности "архитектура". Реставрационной кафедры тогда в университете не было, теперь она есть. Правда, к большому моему сожалению, теперь нет ни одной крупной организации в Петербурге, которая профессионально занималась бы реставрационным проектированием.
Так получилось, что все государственные институты в области реставрации перестали существовать. Причин несколько. Первая — не оптимальный переход к рыночным отношениям от очень длительного периода плановой экономики. Рынок диктует совершенно иные условия работы, порой губительные для правильного процесса реставрации. Вторая — общая государственная политика в сфере конкурсных процедур для заказа проектов реставрации и самих реставрационных работ на объектах культурного наследия. Государственные контракты на проектирование, как правило, однолетние, сама конкурсная процедура сложна и затянута, в итоге времени на изучение объекта и принятие верных проектных решений просто не остаётся. Как следствие — сырые, недоделанные проекты и бесконечные переделки в процессе реставрационных работ.
Третья (но не последняя) причина — острая нехватка профессиональных кадров. Сейчас начали готовить архитекторов–реставраторов, и это, безусловно, большой шаг вперёд, но недостаточный. Найти сегодня в Петербурге конструктора–реставратора практически невозможно. И это только одно направление, а сколько их ещё? Инженеры–технологи, инженеры–сметчики, инженеры–сетевики — это специалисты, которые должны уметь работать с ценными объектами архитектуры.
ООО "НИиПИ Спецреставрация" сегодня является одной из немногих организаций, пытающихся сохранить бесценный опыт в сфере проектирования, направленного на сохранение и реставрацию памятников. Каждый год специалистами нашего небольшого института выпускается несколько проектов, однако объектов наследия только в Петербурге — тысячи, и большая их часть нуждается в постоянном реставрационном ремонте.
Частному заказчику в основном нужны проекты приспособления зданий–памятников для быстрого возврата вложенных средств, и это понятно — бизнес по–другому не работает. А основной заказчик настоящей "музейной" реставрации — государство — своей недальновидной политикой почти уничтожило важную отрасль сохранения культуры России. Реставрационной отрасли больше нет, есть только отдельные специалисты. Сейчас в этой сфере работают энтузиасты и романтики, разбогатеть в этом бизнесе невозможно, но есть молодые люди, которые занимаются реставрацией с удовольствием и не спешат менять специальность.
Очевидно, что у государства сегодня много первостепенных проблем, требующих срочного решения, но, с другой стороны, сейчас самое время что–то менять во всех сферах, которые развивались неэффективно. Это не требует больших финансовых затрат, но позволит сэкономить крупные бюджетные средства при грамотном подходе.
Автор — Игорь Пасечник, руководитель ООО "НИиПИ Спецреставрация"