Нордизм в Петербурге: северная архитектура развивает идентичность города

Автор фото: Сергей Коньков

Почему я проповедую нордизм и как это отражается на моём городе. Северный неомодерн Санкт–Петербурга конца XX — начала XXI века

Так случилось, что я оказался первым в Петербурге, кто начал строить здания в контексте традиции северного неомодерна. В терминологии моей творческой кухни я сам это называл и продолжаю называть нордизмом.
В конце 1990–х мне посчастливилось спроектировать и реализовать многоэтажный паркинг в Волынском переулке рядом с ДЛТ, в самом центре Петербурга, в его скандинавской части. Я задумывал его как некую антиэнтропийную легенду, каким он мог быть, если бы авторы Гвардейского экономического общества (ныне ДЛТ) после ДЛТ начали создавать гараж.
Сегодняшним умом я понимаю, тогда это произошло не случайно, а явилось закономерным результатом многолетнего увлечения северным модерном. Любить его представителей нашего поколения научил один из первых исследователей этого направления в Ленинграде Геннадий Иванович Алексеев, который был моим первым учителем архитектуры. Он в годы обучения привил культ северного модерна и его главных мастеров А. Ф. Бубыря и Н. В. Васильева. Кстати, потомки Алексея Фёдоровича Бубыря подарили мне его напольные английские часы середины XIX века — как продолжателю традиций северного модерна. Раньше под этими часами работал он, теперь работаю я.
"Скандославия", энергия России — это Север — Юг, а не Запад — Восток. Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал, что скандинавская составляющая практически не повлияла на культуру, но только на государственное устройство. Так вот северный модерн является иллюстрацией воздействия скандинавской культуры на российский культурный процесс в конце XIX — начале XX века. То есть это скорее исключение, подтверждающее правило. Явление это было более глубокое, так как в дохристианский период Северная Европа представляла собой единое архитектурно–культурное пространство, о чём убедительно свидетельствуют труды С. В. Жарниковой.
Основоположники финского модерна Элиэль Сааринен, Херман Гизелиус и Армас Лингрен сознательно посещали Финскую Карелию, изучали традиции народной архитектуры, когда создавали национальную архитектурную школу Финляндии. Извините за сравнение с великими мастерами, но у меня была собственная Карелия — это моё детство, проведённое на Русском Севере, в маленьком поморском городке Онега, расположенном в месте впадения реки Онеги в Белое море.
В своём творчестве я всегда связывал воедино традиции северного модерна как вытекающие из традиций Русского Севера. Одновременно основными ментальными материальными знаками архитектуры Севера для меня являются лёд, камень, дерево — эти знаки с юности определили моё архитектурное мышление.
Сегодня я продолжаю развивать традиции северного модерна, мною спроектированы жилые дома на 9–й Советской ул. и на Лабутина, 5… Наряду с нашей классикой и раннеленинградским авангардом это ещё один ресурс для создания петербургской идентичности не только в историческом центре, но и в новых районах города.
Автор — Михаил Мамошин, руководитель Архитектурной мастерской Мамошина