Часть старых построек порта на Гутуевском острове снимут с охраны

Автор фото: citywalls.ru

Торговый порт может ждать судьба "Ленэкспо", подлинных напоминаний об истории которого не остаётся.

На днях КГИОП обнародовал акт историко–культурной экспертизы, обосновывающий снятие с охраны части построек комплекса Санкт–Петербургского торгового порта. Заказчиком экспертизы выступило АО "Морской порт Санкт–Петербурга".
Охраняемые ныне здания (выявленные памятники) расположены на Гутуевском острове, где находится 2–й район морского порта. Лишить статуса памятников хотят железобетонный холодильник–склад (1926 год постройки), электростанцию (1913 год) и два склада (1915–1916 годы). Все эти здания расположены на берегу Морского канала. В северной части того же Гутуевского острова сохранилось ещё немного старых построек порта — таможня и склады. Их с охраны пока не снимают. Всего в комплекс порта входят 14 памятников, таким образом, под исключение предлагается почти треть от них.
Самое большое здание из предложенных к лишению статуса — предназначавшийся для хранения скоропортящихся продуктов (масла и яиц) склад–холодильник — возведено архитектором Андреем Олем (автором таких построек, как дом–коммуна "Слеза социализма" на ул. Рубинштейна и Большой дом на Литейном пр.) и инженером Михаилом Штаерманом. Впрочем, в акте экспертизы сказано, что архитектура сооружения полностью подчинена его функции. Холодильник "не является знаковым творением архитектора А. Оля, не обладает уникальными либо ценными архитектурными, декоративными либо инженерными характеристиками", и, следовательно, его нельзя отнести к "выдающимся памятникам истории и культуры нашей страны".
Примерно в тех же выражениях говорится и об отсутствии ценности электростанции и ещё одного склада (их архитекторов в ходе экспертизы установить не удалось). Так, облик электростанции "был искажён внутренними пристроями", а "минимальный фасадный декор не отличается высоким художественным исполнением". По поводу склада сказано, что здания "являются утилитарными постройками, выполненными в типичном на начало XX века стиле промышленной архитектуры и характеризуются отсутствием уникальных либо ценных архитектурных, декоративных либо инженерных элементов".

Очень плохо

"Очень плохо", — прокомментировал "ДП" планы по выводу склада–холодильника из–под охраны историк архитектуры Борис Кириков. "Это конструктивистская постройка выдающегося архитектора Андрея Андреевича Оля, который начинал учеником и помощником Лидваля, а затем внёс большой вклад в период и конструктивизма, и советской классики", — рассказал Кириков. К этому можно добавить, что дореволюционных складов–холодильников в городе осталось, похоже, не так много (недавно не без скандала был разрушен один такой объект на ул. Шкапина).
В случае с холодильником на Гутуевском острове использован аргумент и о том, что градостроительная ценность его не выявлена. Дело в том, что "здание расположено на строго охраняемой закрытой промышленной территории…" (хотя, как признаёт эксперт, и просматривается с противоположной стороны Морского канала с Канонерского острова).
Между тем, во–первых, такой довод представляется сомнительным (для многих работников порта территория открыта). Во–вторых, она может стать открытой для всех. Из года в год повторяются (и наверняка к ним ещё вернутся) разговоры о перспективе вывода торгового порта за пределы города. Может так получиться, что от большого порта, существующего на Гутуевском острове и на юго–западе по крайней мере с конца XIX века (со строительства Морского канала, ведущего к Кронштадту), исторических свидетельств практически не останется. И однажды получится как с другой прибрежной зоной на противоположной стороне Невы, "Ленэкспо", которая была полностью снесена под новую застройку. Пало там и небезынтересное здание с башенкой архитектора Бурышкина, поскольку не имело охранного статуса. Координатор "Живого города" Дмитрий Литвинов полагает, что так, скорее всего, произойдёт и здесь (территорию застроят жильём), если исторические здания снимут с охраны. Более того, процесс может быть уже запущен, и не исключено, что нынешняя историко–культурная экспертиза является частью предпродажной подготовки территории, рассуждает градозащитник.

Федеральное дело

Как сообщал "ДП", когда прошлым летом обсуждалось предложение одного из совладельцев "Трансмашхолдинга" по переводу порта в Усть–Лугу, в качестве варианта использования освободившегося участка рассматривалась жилая застройка. "На высвобожденных 600 га территории будет создан флагманский район Санкт–Петербурга, который станет катализатором городского развития, задающим новые стандарты удобной для жизни городской среды для всей России", — говорилось в письме предпринимателя в Кремль. Его было поручено проработать. Впрочем, по словам источника в Минтрансе, решение о переносе порта признано нецелесообразным.
"Там (на нынешней территории торгового порта. — Ред.) действительно есть объекты, связанные с развитием города, его основанием и морской историей. И конечно, должны оставаться материальные следы этой истории", — сказал "ДП" экс–глава экспертной группы комиссии по горхозу ЗакСа Александр Карпов. По его мнению, сохранившихся объектов не так много, чтобы мешать развитию порта вообще, но, конечно, они могут помешать землепользованию на конкретных участках. "Я никогда не слышал, чтобы именно этот аргумент фигурировал как сколько–нибудь значимый в дискуссиях о переносе порта", — сказал Карпов. Впрочем, серьёзной общественной дискуссии о будущем порта в городе и нет, поскольку повлиять на него довольно сложно — это вопрос федерального значения.
Можно добавить, что во многих приморских городах старые портовые постройки, часто отреставрированные и приспособленные под новые цели, сохраняются.
В случае, если с построек комплекса зданий и сооружений Санкт–Петербургского торгового порта будет снята охрана, они окажутся в зоне регулирования застройки ЗРЗ–2, которая установлена на части Гутуевского острова и покрывает территорию порта. Там запрещён снос исторических зданий, но сделана оговорка, что допускается разборка аварийных конструкций. Так как здания, в соответствии с экспертизой, по результатам обследований объявляются аварийными, препятствий по сносу может не возникнуть.
По данным "Живого города", в 2017 году на территории 2–го района порта уже был снесён один из складов–холодильников, снятый с охраны в 2002 году.
Прежде чем быть утверждённой, историко–культурная экспертиза "на снос", как её называют градозащитники, должна быть рассмотрена специальной рабочей группой КГИОП (представители градозащитников туда также входят).