Терпение и труд: перспективы HR–Tech в новых экономических реалиях

Автор фото: Ермохин Сергей

Пандемия подарила российским работодателям несколько ярких проектов в секторе HR–Tech. Каковы перспективы этого направления в связи с изменившейся ситуацией на рынке труда?

Рекрутеры отмечают, что после длинных выходных в феврале, марте и мае петербуржцы традиционно чаще выходят на рынок труда в поисках новой работы или подработки, однако в 2022 году спрос сильно вырос. По данным Службы занятости, около 18 тыс. петербуржцев могут оказаться без работы.
"Например, за март более 136 тыс. горожан искали подработку, рассматривая варианты временной и неполной занятости. Прирост числа резюме среди желающих найти подработку за последний месяц на 153% больше, чем в феврале", — отмечает Мария Бузунова, руководитель пресс–службы HeadHunter по СЗФО.
За март–апрель 2022 года количество новых вакансий на российском рынке, по данным исследования кадровой компании UTEAM, сократилось на 17%. Впрочем, примерно 15% компаний продолжают искать и нанимать сотрудников, потому что видят новые возможности для своего развития. Это типичная ситуация для любого кризиса.
Направление HR–Tech (технологии для рекрутмента и работы с персоналом), по данным исследования "Стартап Барометр 2021", входит в топ–5 популярных стартап–ниш в России. Заметное количество новых проектов появилось именно в первый год пандемии, эксперты не исключают, что новый вызов, с которым столкнулся российский кадровый рынок, снова простимулирует эту нишу.

Минимальная конкуренция

Инвестор Сардар Сардаров среди наиболее перспективных российских проектов называет HR–платформу Skipp, сервис Inapp, компанию Facancy. Основной клиент типичного российского HR–Tech–продукта — бизнес, а не специалист, ищущий работу. Это легко объяснить: и маржа, и суммы контрактов в варианте b2b больше. В основном корпорации ищут инструменты для привлечения персонала и повышения квалификации сотрудников, другая часть заинтересована в покупке ПО для автоматизации кадровых процессов.
"Помощь в найме персонала — базовая потребность компании, поэтому больше всего HR–стартапов предлагают автоматизировать именно этот функционал. Среди них Potok, Skillaz, Huntfow, “Робот Вера”. Есть более нишевые решения, заточенные под поиск определённых категорий сотрудников", — говорит Сергей Иванов, директор по продукту платформы Zlaker для привлечения удалённых менеджеров по продажам финансовых и образовательных услуг. В их число входят, например, сервисы GigAnt и Ventra Go!, которые позволяют компаниям нанимать временный персонал для ретейла или общепита, а работникам — находить себе подработку.
"Российский рынок HR–Tech пока крайне мал, и на нём нет такой конкуренции, как на Западе, что предоставляет хорошие возможности для новых игроков. Впрочем, тенденция к его росту и развитию очевидна", — говорит Сардар Сардаров.

Ограниченный сервис

Павел Гужиков, основатель компании "Деньги Вперёд", уточняет, что HR–стартапов, которые напрямую помогают в трудоустройстве, довольно мало. "Как пример продукта, косвенно влияющего на поиск работы, можно привести Djinni. Они агрегируют резюме и дают работодателям площадку, где эти резюме можно просматривать", — говорит он.
Инна Анисимова, генеральный директор PR Partner, среди стартапов, специализирующихся на помощи в трудоустройстве, называет сервис "Буду". Он помогает молодым специалистам найти стажировку и первое место работы. В 2021 году проект получил $1 млн инвестиций от Setters при общей оценке $4 млн.
"За определённую нишу на рынке помощи в трудоустройстве борются “Профессионалы 4.0”, YouDo, “Рабочие руки” и прочие стартапы, специализирующиеся на аутстаффинге и работе как с фрилансерами, так и с проектными работниками", — говорит Иннокентий Краснов, инвестиционный менеджер A. Partners.
Кроме того, для россиян, ищущих работу или подработку, доступны сервисы hh.ru по составлению эффективного резюме, карьерного планирования и профориентации. "Рынок помощи в составлении резюме поделен между hh.ru и фрилансерами на YouDo. “Прокачкой” кандидатов на ту или иную позицию, например в IT, занимаются крупные игроки образовательного рынка, в том числе Skillbox и “Яндекс.Практикум”", — говорит Виталий Янко, специалист по IT–стартапам и партнёр Insta Ventures. По его словам, мало сервисов, оказывающих точечную помощь по специальностям, однако ещё меньше тех, кто гарантирует специалистам после окончания курсов реальные предложения по работе. "Видимо, будущее вновь за платными стажировками и молодёжными биржами труда, а также за курсами переподготовки от edtech–провайдеров под заказ конкретных работодателей", — говорит он.

Перспективные ниши

В нестабильное время бизнес всегда тщательно смотрит на эффективность, значит, сервисы автоматизации в массовом найме получат второе дыхание, уверен Дмитрий Пучков, руководитель по развитию платформы "Авито Работа".
"Перспективными направлениями с точки зрения найма станут сферы продуктового ретейла, фармацевтики, фудтеха. Эти отрасли можно отнести к жизнеобеспечивающим, поэтому в большинстве случаев они преодолевают кризисы сравнительно безболезненно", — говорит директор платформы по развитию корпоративных инноваций GenerationS Екатерина Петрова, отмечая потенциал узконишевых решений.
Не останется без клиентов и проект c доказанной эффективностью на стыке HR–Tech и решений для ментального здоровья. "В текущей нестабильной ситуации во многих компаниях среди сотрудников отмечается снижение эффективности, вызванное чувством стресса, непрекращающейся тревоги и неопределённости. Некоторые компании активно занялись ментальным здоровьем своих сотрудников и внедрили ряд поддерживающих инициатив", — напоминает специалист.
Впрочем, по данным сервиса Зарплата.ру, с конца февраля по начало марта 2022 года только 11% работающих россиян получили помощь и поддержку от руководителей своих компаний. HR–специалистам предстоит большая работа, в том числе поиск новых инструментов для сохранения здоровой обстановки в коллективе, говорит Екатерина Петрова.
Иннокентий Краснов перечисляет перспективные направления для стартапов HR: это аутстаффинг, привлечение фриланс–работников для высококвалифицированного труда, онбординг, вовлечение в работу, корпоративные социальные программы.
"Безусловно, HR–tech–решения будут и дальше набирать обороты. Объём инвестиций в HR–технологии за последние 5 лет растёт в среднем на 30% в год. Агентство Grand View Research оценило мировой объём рынка HR–Tech к 2025 году в $30 млрд. Популярность удалённой работы, тренд на аренду кадров и аутстаффинг в целом формируют спрос на технологические решения для поиска, легализации и оплаты труда", — говорит Анастасия Ускова, генеральный директор и основатель "Рокет Ворк".
По её словам, основной интерес у специалистов вызывают нишевые проекты, в пример она приводит Zugata, Landit на стыке кадрового менеджмента и технологий или Perkbox и Anyperk, позволяющие влиять на рабочую культуру в компании благодаря созданию определённых систем поощрения.
Будет востребовано ПО в сфере бизнес–аналитики HR–процессов. Пока этот рынок не занят, хотя компаниям будут нужны сервисы наподобие Timesheet. "Это решение предлагает технологию визуализации отработанного сотрудниками времени с разделением по клиентам и задачам, которая позволяет с точностью рассчитать рентабельность проектов", — объясняет Екатерина Петрова.
Сергей Горбунов, основатель платформы мобильного обучения персонала ServiceGuru, подчёркивает рост популярности поиска работы через telegram–каналы. Стартап, который предложит агрегацию вакансий, удобный поиск и ранжирование объявлений с возможностью автоматизированного отклика во всех работных чатах, вполне может оказаться востребованным.
"В HR–сфере легко монетизируется помощь в поиске кандидата или работы. Большой потенциал у карьерного консультирования и коучинга, люди в условиях высокой конкуренции на рынке чаще обращаются к таким специалистам. Сейчас вижу актуальным так называемый обмен специалистами через базу “золотых” кадров, когда компании готовы взять сотрудника на проект, а хорошие профессионалы попали под сокращение", — говорит Инна Анисимова.

Важный нюанс

Татьяна Филатова, директор AntiHr и специалист по карьерному консультированию, отмечает, что решившие поработать в этой нише неизбежно столкнутся с рядом сложностей. "В их числе долгий вход и наработка репутации, большие затраты на рекламу и продвижение на фоне закрытия ключевых соцсетей, относительно невысокий средний чек по сравнению с b2b–услугами, социальная депрессия и особенности менталитета: не принято обращаться за помощью", — говорит она.
Однако публичность основателей может снизить эти риски: так, запущенный в марте стартап HelpToHire предпринимательницы с петербургскими корнями Марины Могилко уже получил широкую известность за счёт её личной медийности и большой международной аудитории.
Основателю стартапа в кадровой сфере, по словам Дмитрия Аржевского, CEO HRlink, придётся учиться убеждать инвесторов в важности их проектов. И это в нынешних условиях непростая задача. "Сложно говорить о появлении новых бизнесов в HR–сфере в первую очередь из–за нестабильности рынка. Потенциальные инвесторы не так активно вкладываются в новые проекты, поэтому привлекать капиталы HR–стартапам сейчас будет сложно", — говорит Мария Бузунова.
Безусловно, спрос на стартапы, специализирующиеся на помощи в трудоустройстве, растёт. За 2021 год финансирование HR–tech–проектов в России увеличилось в 9 раз и превысило $26 млн. По данным Statista, к 2025 году мировая выручка на данном рынке вырастет до $90 млрд. Достоинство отечественного рынка поиска соискателей: отсутствие западных игроков, что влечёт за собой низкую конкуренцию внутри страны и позволяет за короткий срок стать довольно известным. Главный недостаток нашего рынка — низкий интерес технологических компаний и, соответственно, ограниченные инвестиции в подобные проекты.
Галина Черткова
бизнес–партнёр по управлению персоналом MTS AI
Основные потребители продуктов HR–Tech–стартапов в РФ — это корпорации. Розничный рынок супертяжёлый: наши люди не привыкли платить за трудоустройство. Он относительно небольшой и монополизирован несколькими игроками. Стартап, который залезает на поляну hh.ru, скорее всего, обречён. Можно было бы идти по пути построения продукта с целью продаться стратегу в лице тех же hh.ru или Работа.ру. Но сейчас капитализация компаний резко упала, они потеряли до 70% своей стоимости. Значит, резко снизилась возможная цена покупки стартапа. Сложилась ситуация, что продавать компании неинтересно, а если нет возможности продать компанию — то и инвестировать неинтересно.
Дмитрий Калаев
директор "Акселератора ФРИИ"