Майский уик-энд: афиша главных культурных событий Петербурга

Автор фото: Беликов Валентин

Музей

Сохранить свой облик для потомков в отсутствие фотографии — эта проблема занимала в своё время даже королей. И на помощь им приходила не только традиционная живопись, но и искусство гравировки.
Более 70 портретов, созданных французским мастером резца Робером Нантейлем, можно увидеть на выставке "Время Людовика XIV в портретной гравюре Робера Нантейля". Это образы высшего духовенства, военачальников, представителей власти и, конечно же, Людовика XIV, короля–солнце, которому приписывают фразу "Государство — это я". Именно при нём Нантейль получил придворную должность ординарного рисовальщика и гравёра короля. И на него была возложена обязанность создания портретов Людовика, печатавшихся массовыми тиражами. К тому же Нантейль придумал особую технику гравирования на меди, что позволяло ему делать портреты большого размера, а также умел при внешнем сходстве добавлять нужную долю импозантности — как раз то, что надо для изображения выдающихся личностей, далеко не каждая из которых была "фотогеничной". Подчеркнуть же величие образа помогал и лаконизм обрамления, который с той поры вошёл в традицию и стал классическим. Так что работы Нантейля дают представление не только об облике отдельных персон, но и о времени в целом.
Где: Эрмитаж, Дворцовая наб., 2, до 17.07, 6+
В Театре имени Ленсовета замахнулись на написанный Лоренсом Стерном в XVIII веке роман "Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена", после выхода которого появились термины "антироман" и "поток сознания".
Управлять этим "потоком сознания", в который, конечно, не вошли все 800 страниц романа, будет режиссёр Борис Павлович, считающий, что именно актёрам этого театра будет по силам справиться с историей, в которой нет ни явно выраженного сюжета, ни интриги. Зато есть судьба того самого Тристрама Шенди, ставшего первым из череды "маленьких людей", о которых в последующие века так любили рассказывать почти все великие писатели. При этом книга Стерна, которую он придумал, когда ему было грустно, а героя её назвал самым несчастным человеком на свете, получилась одной из самых весёлых в мировой литературе. Такой вот абсурд в квадрате, наложенный на английский юмор, который в театре ещё и дополнили личными историями актёров и стилизованной под эпоху позднего барокко музыкой. Как обещают создатели спектакля, этот "аттракцион" будет по–настоящему безумным. Учитывая, что главного героя играет корифей театра Александр Новиков, а его отца — юная звезда фильма "Серебряные коньки" Фёдор Федотов, на это есть все шансы.
Где: Театр им. Ленсовета, Владимирский пр., 12, 07–08.05, 18:00, 18+

Кино

Впервые за 20 лет легендарная студия "Союзмультфильм" выпустила полнометражный анимационный фильм — "Суворов. Великое путешествие". делали его 8 лет! За это время вполне можно было создать шедевр.
Но есть и обратная сторона такого длительного творческого процесса — спецэффекты могли устареть. Но не одними техническими фокусами живо искусство, главное же — содержание. И тут можно вспомнить, что отечественное кино всего один раз обращалось к образу великого полководца — в 1940 году вышел фильм Всеволода Пудовкина "Суворов". То есть нынешний мультфильм — второй кинопродукт, где имя Суворова и в названии, и в "содержании". Правда, главный герой мультфильма совсем не Суворов, а 16–летний отрок Гриша, который по воле случая становится участником легендарного Швейцарского похода, который создатели мультфильма скромно назвали "путешествием". Да и сам Суворов, как бы сказали о герое художественного фильма, персонаж второго плана, даже несмотря на то что его озвучивал Хабенский. Но, учитывая возрастной ценз 6+, не стоило и ждать от повествования исторической правды. Но будем надеяться, что кто–то из маленьких зрителей всё–таки заинтересуется и узнает, как всё было на самом деле.
Где: в кинотеатрах города, 6+

Театр

Спектакль по автобиографической книге главного художника БДТ Эдуарда Кочергина @Крещённые крестами. Записки на коленках", получившей премию "Национальный бестселлер", тоже собрал не одну театральную награду. "Крещённые крестами" — старинное выражение сидельцев русских тюрем-крестов, среди которых были и воры, и политические, и дети политических — сидельцы "детских крестов", детприёмников НКВД. Именно сыном "врага народа" был когда–то и автор книги, проведший 7 лет детства в пути из детприёмника в Сибири в родной Ленинград. Пронзительную историю "Крещённые крестами" на Малой сцене БДТ поставил Вениамин Фильштинский, а сам Эдуард Кочергин стал художником спектакля, актёрский ансамбль которого получил театральную премию "Прорыв".
Где: БДТ им. Товстоногова, наб. р. Фонтанки, 65, 08.05, 18:00; 09.05, 19:00, 16+
За 160 с лишним лет, прошедших с тех пор, как Иван Гончаров написал роман "Обломов", имя его героя не только стало нарицательным, но и неоднократно меняло "окраску" — от символа лени и безделья до "героя нашего времени". Есть своё отношение к образу Обломова и у режиссёра Леонида Алимова, который предлагает зрителям не только попробовать разгадать тайны романа, но заодно и понять самих себя, живущих в неспокойном мире, где порой принять решение и действовать сложнее, чем уйти от ответственности за окружающих.
Где: Театр им. Комиссаржевской, Итальянская ул., 21, 07.05, 19:00, 12+
Самым правильным решением будет провести 9 Мая на спектакле Льва Додина "Братья и сёстры. Версия 2015". Больше 30 лет назад с этого спектакля, тогда ещё без добавления "версия", начинался додинский театр. С тех пор спектакль объездил полмира, поразил его, и сегодня на сайте театра о нём так и пишут: "Выдающееся явление сценического искусства ХХ века". В 2015 году обновился актёрский состав, но шестичасовой спектакль по эпопее Фёдорова Абрамова по–прежнему даёт возможность зрителям погрузиться в жизнь русской деревни военных и послевоенных лет и почувствовать себя братьями и сёстрами его героев.
Где: МДТ — Театр Европы, ул. Рубинштейна, 18, 09.05, 14:30, 16+
Традиционно в День Победы в Молодёжном театре пока зывают спектакль "Подруги" по книге Светланы Алексиевич "У войны не женское лицо". Исповеди более двухсот женщин, которые в сорок первом мечтали о любви и счастье, а стали солдатами, Алексиевич записывала почти 30 лет назад. И хотя её героинь сегодня уже нет в живых, благодаря актрисам Молодёжного их голоса и судьбы снова оживут.
Где: Молодёжный театр на Фонтанке, наб. р. Фонтанки, 114, 09.05, 18:00, 16+

Выставки

В Русском музее открылась выставка русского живописца Александра Рубцова, который волей судьбы оказался "певцом и летописцем" Туниса. Будучи пенсионером Академии художеств, с 1914 года он жил и работал в Тунисе. Но Первая мировая война, а потом и революция лишили его возможности вернутьсяв Россию. Рубцов поселился в столице Туниса и лишь изредка посещал Европу, где его имя и работы, в которых передан удивительный мир этой африканской страны, становятся популярны. На выставке в Михайловском замке можно увидеть более 80 живописных и графических произведений Рубцова.
Где: Михайловский замок, Садовая ул., до 20.06, 16+
В проекте "Укрощение огня", посвященном становлению в России пожарного дела, представлены более 160 уникальных фотографий и рисунков из книги "Пиромания", подготовленной к печати в 1930–х, но по неизвестной причине не изданной. На них — история пожарных команд с XIX века и до наших дней.
Где: "Росфото", Б. Морская ул., 35, до 05.06, 6+

Шоу

Магическое шоу или иллюзионный спектакль? Жанр, который утратил свой цирковой лоск, или инновационный способ поговорить со зрителем при помощи фокусов? Спектакль выдающегося шоумена Александра Магу "Вопрос" в "Легенде" — это новый вид сценического искусства, где театральное действие переплетается с лучшими формами современных магических аллюзий. А фокусы, адаптированные под гаджеты, станут уникальным способом посмотреть на мир под другим, иногда совершенно неожиданным углом.
Где: Театр "Легенда", Выборгская ул., 4/2, 07.05, 12:00; 08.05, 19:15, 10+