Производителю красок отказали в праве на Медного всадника

Автор фото: Петр Ковалев

Петербургское малое предприятие "Аква–Колор" обжаловало в суде решение Роспатента, отказавшегося зарегистрировать "Медный всадник" как товарный знак.

Суд по интеллектуальным правам (СИП) принял к производству заявление ООО "Аква–Колор", производящего лакокрасочные материалы и товары для живописи, в котором предприятие просит отменить решение патентного ведомства. Кроме того, петербургская компания просит обязать Роспатент заново рассмотреть её возражения, поданные на отказ в регистрации обозначения "Медный всадник" в качестве товарного знака по 2–му и 8–му классам Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Заявку на регистрацию бренда "Аква–Колор" подала ещё в августе 2020 года.
В компании на запрос "ДП" не ответили, поэтому детали спора неизвестны. Однако, как поясняет Екатерина Смирнова, партнёр и руководитель петербургского офиса Semenov&Pevzner, позиция законодателя относительно регистрации обозначений, представляющих собой изображения или названия культурных объектов, однозначна. "Для этого необходимо быть собственником подобного объекта или уполномоченным им лицом (например, музеем) либо получить от таких лиц согласие на регистрацию товарного знака (п. 4 ст. 1483 ГК РФ). Поэтому предпринимателям, желающим зарегистрировать товарный знак с изображением того же Зимнего дворца или Медного всадника, важно учитывать, что без согласия музея это им сделать не удастся", — уточняет эксперт.
По мнению Елены Юферевой, генерального директора Brandson Branding Agency, притязания "Аква–Колор" на бренд "Медный всадник" могло быть отклонено также по причине необоснованности и отсутствия тесной связи с образом Санкт–Петербурга. "Название любой торговой марки должно выступать единым целым с уникальными характеристиками самого продукта, наполнять его новыми смыслами и вызывать ассоциации на нескольких уровнях восприятия. В случае с “Аква–Колор” непонятно обоснование использования данной торговой марки, так как “Медный всадник” никак не дополняет и не раскрывает уникальность продукта, а служит лишь обозначительным маркером принадлежности продукта к Петербургу", — добавляет Елена Юферева.
По её словам, сегодня существуют две официально зарегистрированные торговые марки "Медный всадник". Так, кондитерская фабрика им. Крупской, основанная в 1938 году и традиционно ассоциируемая с Петербургом, ещё в 2020–м зарегистрировала права на это обозначение. В её ассортименте представлены подарочные наборы "Летний сад", "Невский проспект", "Ленинград" и другие, которые в последующем даже стали предметом коллекционирования. "Такие наборы хранятся в Государственном Русском музее и в Государственном музее истории Санкт–Петербурга. Таким образом, фабрика им. Крупской — часть истории Санкт–Петербурга. Поэтому регистрация торговой марки, использующей образы города, выглядит вполне обоснованной", — поясняет Елена Юферева.
Второй правообладатель этого бренда — ООО "Торговый дом “Медный всадник”", ассортимент продукции которого включает в себя сувениры — товар, который также ассоциируется с Северной столицей.
Медный всадник действительно имеет по сути государственный статус. Но проблемы могут возникнуть и с регистрацией в качестве бренда неофициальных символов — к примеру, Ротонды на Гороховой улице, называемой самым мистическим местом города. "Они могут являться культурной ценностью. Это относится и к Ротонде, которая ещё в 2001 году была причислена к объектам культурного наследия федерального значения. Поэтому здесь действует то же самое правило: для регистрации товарного знака нужно либо быть собственником, либо получить его согласие. Это же касается изображения разведённого Дворцового моста или даже пруда в Таврическом саду", — объясняет Екатерина Смирнова.
Вместе с тем в практике есть и положительные примеры. Так, производитель красок "Невская палитра" зарегистрировал права на товарный знак "Белые ночи". ООО "Ле меню" (ресторан артизанской кухни Le menu) владеет брендом "Троицкий мост".
"В нашей практике много случаев, когда при разработке нового бренда мы опираемся на особенности региона и эффективно используем его образы, — делится опытом Елена Юферева. — Один из примеров — комплексный брендинг жилого комплекса “Амурские кварталы” в Хабаровске. Квартал находится в самом центре города и расположен вдоль Амурского бульвара — живописной аллеи, которая чрезвычайно популярна у жителей. Рекламный слоган ЖК — “Украшение Хабаровска” — не просто доносит сообщение до потребителя, а обозначает, что бренд — предмет гордости всего региона в целом".
Заметим, что использование символики города в качестве товарных знаков — тенденция давняя и распространённая не только в России. Так, в логотипе эля Newcastle Brown Ale используется мост Тайн–Бридж (Ньюкасл, Великобритания). Сам напиток был впервые сварен в 1927 году именно в этом городе, а мост был главной городской достопримечательностью.