Пищевое расстройство: петербургских производителей продовольствия стало меньше

Автор фото: shutterstock

В Петербурге и Ленинградской области сокращается количество местных производителей продовольствия. Места на полках магазинов занимают товары федеральных и транснациональных корпораций.

Сокращение числа пищевых производств с местной пропиской происходит по разным причинам. Одна из них — финансовая несостоятельность. Уже несколько лет длится процедура банкротства производителя мясной продукции "Парнас–М".
С конца 2021 года в стадии ликвидации находится мясокомбинат "Невская трапеза". Ещё летом компания прекратила поставки продукции в торговые сети. Согласно картотеке арбитражных дел, к "Невской трапезе" также подан банкротный иск от производителя и поставщика технологического оборудования для пищевых производств ООО "Кон–Спб XXI". В начале декабря 2021 года заявление было принято к производству.
Продолжается банкротство птицефабрики ООО "Леноблптицепром". Имущество компании реализуется на открытых торгах, покупатели так и не нашлись.
Те, кто пока вроде бы далёк от банкротства, вынуждены сокращать количество производственных площадок. Не так давно закрылись Лужский и Кингисеппский хлебозаводы, входившие в холдинг "Петрохлеб". В результате у холдинга осталось пять хлебозаводов в Ленинградской области.

Ненасытные гиганты

Другая, более серьёзная и глобальная тенденция — поглощение локальных производств крупными корпорациями. Совсем недавно стало известно о намерении Jacobs Douwe Egberts приобрести крупнейшего в России производителя чая и кофе — зарегистрированную в Ленинградской области ГК "Орими Трейд". Пока не ясно, насколько далеко зашли обсуждения, но, как сообщил "ДП" источник в компании, в целом иностранные инвестбанкиры предлагают продать "Орими" примерно 3–4 раза в год.
Стоит заметить, что положение Петербурга и Ленобласти тут вовсе не уникально. Несмотря на очевидные сложности и всю настороженность, которую в последнее время испытывает международный бизнес к российскому рынку, сделки M&A регулярно происходят в различных регионах. Из последних заметных событий стоит упомянуть состоявшееся осенью 2021 года поглощение немецким гигантом Ehrmann подмосковного производителя молочной продукции ООО "Кампина".
При этом некоторые сделки по сути являются перетеканием производственных активов, расположенных в российских регионах, от одной транснациональной компании к другой.
Такова, например, суть приобретения в январе этого года немецкой компанией Mondelēz International греческого производителя круассанов и выпеченных мучных снеков Chipita Global S. A. С 2001 года Chipita имеет собственное производство в Ленинградской области помимо заводов ещё в 11 странах. ООО "Чипита Санкт–Петербург" реализует продукцию под марками 7 Days, Chipicao, Fineti и Bake Rolls.
Сделки M&A, безусловно, продолжатся, считает генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова. По её мнению, вектор на укрупнение бизнеса наметился уже давно. Более того, в сложившейся экономической ситуации, когда покупательная способность снижается, себестоимость производства продуктов питания растёт, а ЦБ регулярно поднимает ставку, укрупнение и кооперация становятся фактически единственным способом выживания.
Независимый консультант по продвижению продовольственной продукции в торговые сети Михаил Лачугин при этом отмечает, что крупных локальных производителей в регионе почти не осталось. "Поэтому будут единичные сделки. Почти всё, что было, уже купили", — прогнозирует он.

Вдали от сырья

По словам директора департамента по связям с общественностью и государственными органами Национального союза производителей молока Марии Жебит, в последние годы тенденция консолидации усиливается именно в этой отрасли. В настоящий момент на 30 крупнейших переработчиков приходится порядка 57% продаж в индустрии — около 610 млрд рублей. При этом за последние 5 лет прирост продаж этих игроков составил порядка 30%.
То, что на молочном рынке действительно дела обстоят неспокойно, легко проследить по судьбе одного из самых заметных производителей Ленинградской области — ГК "Лосево", к которой "ДП" уже неоднократно привлекал внимание. В 2021 году завод "Лосево" сначала приостановил производство сыров, позже закрыл всю фирменную розницу и приостановил работу производства. Уже 5 месяцев завод не выпускает продукцию.
"Мы ещё находимся в процессе реорганизации. Как только все необходимые работы будут завершены, обязательно расскажем об этом, — уточняют в самой компании. — Мы получаем много сообщений в соцсетях и звонков от людей, которые ждут нашего возвращения на полки магазинов Петербурга. Наша команда очень старается как можно быстрее закончить".
В пресс–службе ООО "Валио" отмечают, что ситуацию на рынке молочной продукции усложняет традиционно высокий уровень конкуренции. Она усиливается на фоне изменения структуры спроса: ряд категорий на рынке демонстрирует отрицательную динамику. Например, падает общее потребление традиционного молока и кисломолочной продукции. Сказывается и давление растительных альтернатив, которые захватывают всё большее полочное пространство.
"Мы полагаем, что перечисленные выше факторы актуальны для производителей вне зависимости от региона и вынуждают ряд игроков укрупняться с целью обеспечения стабильности и доходности или уходить с рынка. В том числе и на территории Петербурга и Ленинградской области", — говорят в "Валио".
Мария Жебит отмечает, что на высокие темпы консолидации влияет рост себестоимости без сопоставимого увеличения цен. Это снизило доходность в секторе. В 2021 году произошёл серьёзный рост себестоимости как в сырье, так и в готовой продукции. В среднем себестоимость производства литра молока выросла за 2021 год на 15–16%.
Серьёзно увеличилась себестоимость и в части переработки — на 14–16% в зависимости от категории молочной продукции.
"Ещё один фактор — рост административной нагрузки на сектор. Это и новые экологические инициативы, и внедрение новых механизмов прослеживаемости, систем типа “Платон”. Нагрузка на бизнес будет только расти, что способствует дальнейшему уходу с рынка слабых игроков", — подчёркивает эксперт.

Родства не помнящие

Михаил Лачугин добавляет, что производство без сырьевой базы сегодня невыгодно. А сырьевой базы как в Петербурге, так и в Ленобласти недостаточно. Молоко разобрано транснациональными заводами, мясо — либо в руках крупных федеральных гигантов, либо нужно привозить из Белоруссии. Хлеб можно делать замороженный. То есть привязка к региону оказывается не нужна вовсе. Соответственно, производители идут туда, где есть сырьё, инфраструктура, лучше логистика.
При поглощении тех или иных компаний часто считается нецелесообразным оставлять несколько производственных площадок. И тут выбор снова оказывается не в пользу Петербурга и Ленобласти. Например, производство "Петрохолода" и Ленинградского хладокомбината № 1 перенесено в другие регионы. Производитель молочных продуктов "Галактика" также перевёл производство части ассортимента в Белоруссию, Калининградскую и Волгоградскую области.
Марина Петрова уверяет, что эта тенденция характерна не только для Петербурга, но и для России в целом. Дело в том, что основные продажи товаров FMCG–сегмента (особенно продуктов питания) осуществляются через федеральные сети, которые предпочитают работать с крупнейшими мировыми и российскими производителями. И если раньше был популярен формат местных магазинов у дома, то сегодня и его заменили федеральные сети. Таким образом, местным производителям, даже крупным, сложно конкурировать внутри своего региона.
Сейчас и без того жёсткая конкуренция между торговыми сетями обострилась. Каждая сеть стремится не к тому, чтобы уменьшить торговую маржу, а к тому, чтобы производители удерживали отпускную цену. В то время как в мире сейчас происходит инфляция цен на продукты питания. Потому торговые сети ставят жёсткие требования по цене производителям. И мелким компаниям сложно их выдерживать. Они не могут покупать продуктовые ингредиенты со значительными оптовыми скидками. Сейчас борьба идёт не за качество, а за то, чтобы удешевить продукты питания. Пандемия предполагает скачок спроса на продовольствие. Постепенно она будет уходить из нашей жизни с появлением менее агрессивных штаммов коронавируса, и спрос на продовольствие уменьшится. Поэтому лёгкой жизни у производителей продуктов питания не будет. У местных небольших производителей тоже есть ниши, в которых они могут чувствовать себя комфортно. К примеру, поставка продуктов для здорового питания. Основной покупатель этих продуктов вполне платёжеспособен, поэтому их можно реализовывать в "Азбуке вкуса" или через Ozon по сравнительно высоким ценам. В сфере производства продуктов для веганов нет жёсткой борьбы за цену. Правда, эта ниша довольно узкая, хотя и растущая.
Андрей Верников
руководитель департамента инвестиционного анализа и обучения ИК "Универ Капитал"
В ситуации непрекращающегося роста издержек производителям продуктов приходится труднее всего. Рост себестоимости (за счёт удорожания сырья, логистики, упаковки), давление со стороны торговых сетей ввиду неравной рыночной силы и нерастущая покупательная способность населения вынуждают их балансировать на грани рентабельности и, как следствие, искать пути для оптимизации бизнес–процессов. Отсюда и сокращение объёмов производства, закрытие наименее эффективных площадок и сделки слияния–поглощения. Причём перечисленное является наименьшим из зол. Мы отмечаем уход с рынка пищевых предприятий. Этот тренд характерен для всей страны. Как правило, крупные компании имеют больший "запас прочности", основной удар в этом плане приходится на небольших игроков.
Дмитрий Леонов
зампредседателя правления ассоциации "Руспродсоюз"
Сокращение численности региональных производителей продуктов питания — понятный тренд. Рынок очень динамичен из–за постоянной смены требований потребителя, в этом нет ничего критичного. Однако вполне можно говорить о том, что на месте банкротов появляются новые производства, соответствующие рыночным интересам. Сложность в производстве продуктов питания в общем–то всегда едина: это удорожание базовых компонентов. Кроме того, конкурентное поле довольно насыщенно, это создаёт сложности для небольших предприятий. С большой долей вероятности тут появятся новые игроки, поскольку рыночные ниши периодически освобождаются.
Марк Шерман
управляющий партнёр коммуникационного агентства Svoboda